|
|
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004
Пара кресел красного
дерева, стиль Хэпплуайт,
ок. 1775 г. Кажется,
ничего более изящного
и грациозного невозможно
создать из дерева (по крайней мере, до тонетовских
открытий). В середине
спинки мотив плюмажа –
шифр принца Уэльского
Еще один характерный предмет
мебели того периода – шкафы-кабинеты,
тип, также пришедший из Голландии,
в Англии ставший едва ли не самым
нарядным и импозантным предметом
интерьера. «Аннинские» кабинеты сверкают великолепием китайских (то есть
сделанных под китайские) лаков, особенно
эффектны красные – забавные стилизованные изображения растений, пейзажей,
фигурок, золотые на ярко-красном фоне –
характерная английская «китайщина».
Карнизы этих шкафов изображают верхушки пагод, дверцы снаружи часто несут
зеркала, а внутри – целые декоративные
панно. Техника восточных лаков была
очень популярна в Англии на протяжении
всей первой трети XVIII века, один
из самых известных работавших в ней
мастеров – Жиль Гренди (1693–1780),
давший свое имя стилю английских лаков.
По качеству его работы превосходили
голландские и даже экспортировались
в Испанию и Португалию.
Кресло красного дерева,
стиль Хэпплуайт, ок. 1785 г.
Благородный лаконизм,
безупречная элегантность
– триумф английского
вкуса и одна из вершин
английского мебельного
искусства
Около 1725 года происходит событие,
принципиальное для дальнейшего
развития английской мебели: в Англию,
раньше, чем в страны континентальной
Европы, из колоний в Вест-Индии большими партиями начинает ввозиться красное
дерево. Новый материал открывает большие возможности – эта древесина прочнее,
чем привычный орех, богаче по цвету
и фактуре. Это означало, что мебель теперь
могла быть еще изящнее и ажурнее,
оставаясь крепкой, ее не обязательно
фанеровать, а достаточно полировать или
натирать воском. На смену ореховой приходит «эпоха красного дерева» (mahogany
period), относительно королей это
«георгианский период» (объединяющий
правление трех сменявших друг друга
на престоле Георгов, делящийся на ранне-,
средне-, и позднегеоргианский периоды соответственно), но, пожалуй, наиболее
яркое определение – эпоха Чиппендейла.
Такая персонализация необычна
для Англии, где до того времени история
мебели вообще не изобилует личными
именами, в отличие от Франции. Это
заслуга именно Томаса Чиппендейла
(1718–1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленных проектов мебели. Он не просто
выработал индивидуальный творческий
почерк, но сумел на его основе создать
вполне универсальный декоративный
стиль целой эпохи. «Стиль Чиппендейл»
это не только мебель, вышедшая из его
мастерской. Изданный им в 1754 году
сборник образцов мебели «Gentleman and
Cabinet-maker’s Director» («Руководство
для дворянина и краснодеревщика»),
переизданный в 1755 и 1762 гг., принес
ему не просто европейскую, но мировую
славу, связал его имя с определенным
набором стилистических признаков
и с самой концепцией этой мебели –
изящной и практичной, распространив
этот стиль и в Старом, и в Новом Свете.
Чиппендейл нашел эталонные формы
для многих существовавших ранее типов
мебели, а также разработал новые типы,
сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.
Томас Шератон, эскизы
спинок стульев из «Книги
эскизов для драпировщика
и краснодеревщика»,
1791–1794 гг.
Утонченный, изысканный,
«камерный» английский
классицизм сохранит свои
качества и в эпоху ампира
Итак, красное дерево располагало
к большей ажурности – сплэт у чиппендейловских стульев делается прорезной,
и в декоративных мотивах его «плетения»
открываются неисчерпаемые возможности
для фантазии – это и тугие рокайльные
завитки, и геометрические китайские
решетки, и (с 60-х годов) неоготическая
стрельчатость. Вся вещь может быть
покрыта мелкой резьбой, «птичья» ножка
теперь короче и изгиб ее сильнее – в чем
чувствуется несомненное влияние рококо.
Но, несмотря на хронологическое соответствие, назвать Чиппендейл «английским
рококо» можно лишь условно, так как
стилистически это собственный английский феномен. Курватур в этой мебели
не так уж много, у нее устойчивые
пропорции, места сочленений хорошо
видны и в декоре не тонут, фактура дерева
ничем не закрыта, и даже в обитой мебели
ее много – например, у диванов жесткие
спинки и подлокотники.
Благодаря всему этому в вещах
достигнуты ясность, тектоничность,
сдержанность и изящество. Они практичны в том смысле, что их удобство кажется
продиктованным некой разумной целесообразностью, а не стремлением к неге
и роскоши (английское общество болезненной страстью к роскоши не страдало,
в отличие от французского). Стиль
Чиппендейл мужественно благороден,
в отличие от женственной прихотливости стиля Людовика XV. Даже тогда, когда
английская мебель середины XVIII века
хочет изобразить что-нибудь во «французском вкусе», то есть напустить побольше
резьбы, позолотить, подбить подлокотники и т.д., форма все равно тяготеет
к определенности и жесткости, а линии –
к прямоугольности. Английский вкус
пересиливает.
При этом эта мебель все же довольно
причудлива и фантазийна – стоит только
представить, что в величественных
интерьерах Уильяма Кента и Колина Кэмпбелла, архитекторов-палладианцев
из кружка лорда Берлингтона, стояла
мебель на птичьих лапах. Английский
гений выразил себя и в том, и в другом.
И переплыл океан, найдя там другие
контрасты, поселенцы Новой Англии
и Виргинии повторяли у себя и стиль
королевы Анны, и Чиппендейл, с опозданием на пару десятилетий, зато с довольно
аккуратным следованием прототипам, так
что честные квакеры в Бостоне и рабовладельцы-плантаторы в Филадельфии могли
восседать на «китайских» аннинских и неоготических чиппендейловских
стульях.
<<вернуться
далее>>
|
|
|