приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь -  Ответ

[ > Вещь - Вызов ]

Оксана Рудченко
Личное место
IV-MMII - 29.08.2002

Антонелло да Мессина.
 «Святой Иероним в келье», 1475 г.
Внутри огромного общественного пространства – собора – выгорожено отдельное пространство, охраняющее мыслителя в одиночестве его молитвы

Погружение в виртуальную реальность стало возможным только с изобретением компьютера, и с этим не поспоришь. Но «кибергенность» дизайна Карима Рашида определяется прежде всего тем, что его вещь есть пространство одинокое. Возможно, в будущем мы столкнемся с групповым кибернетическим ощущением, но сегодня компьютер – средство одинокого времяпрепровождения. Затем туда и погружаются. Но так ли ново человеческое желание погрузиться? Если архитектура возникла из-за стремления уединиться от природы, то мебель – из-за стремления уединиться от архитектуры. На этом пути изобретались типы и формы все более и более самодостаточные – собственно, комфортабельность мебели и означает, что она обеспечивает максимальный телесный комфорт, а своим телом человек располагает в одиночку. Мебель всегда – выгородка пространства, иная масштабная шкала, напрямую соотносимая с человеком. Ее безусловное человеческое измерение позволяет искать в ней пристанища. В любом общественном пространстве мебель – частное место. Пусть даже место небольшое, расположенное между подлокотниками и спинкой, но зато отдельное, отграниченное от общего. Сфера индивидуального, куда нет доступа посторонним, где действуют внутренние правила – человек в этом пространстве может быть и не один, но смысл в том, что его оставили в покое.

Монахи-бенедиктинцы, поющие псалмы. Миниатюра, Франция, начало XV века.
Скамья-«консилиум» выделяет особое место для нескольких и при этом сохраняет личную отгороженность каждого

Вызов здесь в конфигурации покоя, в том, как оформлено и на чем основано одиночество. Европейская культура началась с осознания одиночества — личной ответственности человека перед Богом. Когда на множестве средневековых миниатюр видишь внутри готических соборов скамьи-кафедры с высокой спинкой и подлокотниками, с навесом, пюпитром для чтения и письма, приступкой для молитвы, то это сложное строение с собственным полом и крышей, почти отдельная комнатка под сводами гигантской пустоты общественного пространства оказывается ответом на ту же тему — как выглядит место для одного. В монастырских соборах по такому принципу были устроены «консилиумы» – скамьи для монахов с общим навесом, но отдельными сиденьями, место собраний братии, сохраняющее, тем не менее, личную отгороженность каждого. В конце Средних веков в иконографии появляется сюжет, ярче всего разрешающий мучительный для эпохи дуализм сосуществования единичного и универсального,– сюжет называется «Святой Иероним в келье». Внутри готического собора, совершенно независимый от него, в собственном маленьком выгороженном пространстве сидит человек, погруженный в сосредоточенные писания-размышления. Назначение человека в божественном универсуме сформулировано – оно в отрешенности и медитации, в самопогруженности уединенной молитвы. Форма кельи призвана охранять одиночество, так как оно – условие общения с Богом.

далее>>

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

29.08.2002 IV-MMII
Оксанана Рудченко
Авангард классики

   

 Вещь - Ответ

   
  

29.08.2002 IV-MMII
Оксанана Рудченко
Личное место

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна