|
|
Оксана Рудченко
Личное место
IV-MMII - 29.08.2002
Антонелло да Мессина.
«Святой Иероним в
келье», 1475 г.
Внутри
огромного общественного
пространства – собора –
выгорожено отдельное
пространство, охраняющее мыслителя в одиночестве его молитвы
Погружение в виртуальную реальность стало
возможным только с изобретением компьютера,
и с этим не поспоришь. Но «кибергенность» дизайна Карима Рашида определяется
прежде всего тем, что его вещь есть
пространство одинокое. Возможно, в будущем
мы столкнемся с групповым кибернетическим ощущением,
но сегодня компьютер –
средство одинокого времяпрепровождения.
Затем туда и погружаются.
Но так ли ново человеческое желание
погрузиться? Если архитектура возникла
из-за стремления уединиться от природы,
то мебель – из-за стремления уединиться
от архитектуры. На этом пути изобретались
типы и формы все более и более самодостаточные – собственно,
комфортабельность мебели
и означает, что она обеспечивает максимальный телесный комфорт,
а своим телом
человек располагает в одиночку.
Мебель всегда – выгородка пространства,
иная масштабная шкала, напрямую
соотносимая с человеком. Ее безусловное
человеческое измерение позволяет искать
в ней пристанища. В любом общественном
пространстве мебель – частное место. Пусть
даже место небольшое, расположенное между
подлокотниками и спинкой, но зато
отдельное, отграниченное от общего. Сфера
индивидуального, куда нет доступа посторонним,
где действуют внутренние правила –
человек в этом пространстве может быть
и не один, но смысл в том, что его оставили
в покое.
Монахи-бенедиктинцы,
поющие псалмы.
Миниатюра, Франция,
начало XV века.
Скамья-«консилиум» выделяет
особое место для нескольких и при этом сохраняет
личную отгороженность
каждого
Вызов здесь в конфигурации покоя,
в том, как оформлено и на чем основано
одиночество. Европейская культура началась
с осознания одиночества — личной ответственности человека перед Богом.
Когда на
множестве средневековых миниатюр видишь
внутри готических соборов скамьи-кафедры
с высокой спинкой и подлокотниками, с
навесом, пюпитром для чтения и письма,
приступкой для молитвы, то это сложное
строение с собственным полом и крышей,
почти отдельная комнатка под сводами
гигантской пустоты общественного пространства оказывается ответом на ту же тему —
как выглядит место для одного. В монастырских соборах по такому принципу были
устроены «консилиумы» – скамьи для
монахов с общим навесом, но отдельными
сиденьями, место собраний братии,
сохраняющее, тем не менее, личную
отгороженность каждого.
В конце Средних веков в иконографии
появляется сюжет, ярче всего разрешающий
мучительный для эпохи дуализм сосуществования единичного и универсального,– сюжет
называется «Святой Иероним в келье».
Внутри готического собора, совершенно
независимый от него, в собственном маленьком выгороженном пространстве сидит
человек, погруженный в сосредоточенные
писания-размышления. Назначение человека
в божественном универсуме сформулировано
– оно в отрешенности и медитации, в
самопогруженности уединенной молитвы.
Форма кельи призвана охранять одиночество,
так как оно – условие общения с Богом.
далее>>
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|