|
|
Авангард классики IV-MMII
29.08.2002
ПЕТЛЯ ОДИНОЧЕСТВА
Карим Рашид, диван для муниципальной
медиатеки в Сендаи (Тойо Ито,Toyo Ito)
Этот предмет весьма условно можно
назвать диваном, трудно вообще отнести
его к какому-то известному типу обстановки. С большей мерой определенности
можно сказать только, что это – мебель..
Скорее всего, для сидения, хотя, возможно, не только.
Больше все-таки это похоже на какую-то сложную горку для детской площадки,
или автомобильную развязку в миниатюре, или ленту транспортера.
Как бы то ни было, этот предмет
надолго приковывает к себе взгляд.
Ты пытаешься понять, как же он устроен,
уловить его форму. Внутри по-модернистски нейтрального,
прозрачного, как бы
разреженного пространства выставочного зала медиатеки это – особое силовое
поле. Казалось бы, вещь совершенно не
замкнутая, стремящаяся слиться с окружением,
но когда ты натыкаешься на нее
посреди огромного зала, ты понимаешь,
что здесь присутствует какое-то отдельное пространство – как только твой
взгляд начинает следить за этими изгибами, ты уже оказываешься затянутым
в него и выключенным из архитектурной
среды.
Лента Мебиуса или материализованная
компьютерная вертелка или что угодно
еще, живущее своей сложной жизнью.
Несмотря на кажущуюся открытость, эта
вещь не связана с окружающим ее интерьером, и соответственно,
интерьер
никак не подготавливает тебя к контакту
с ней. Стерильная среда Тойо Ито
не содержит в себе никакой подсказки
на тему, как пользоваться этим диваном,
а сам диван безучастен к интерьеру –
ему требуется только какое-то большое
пространство, внутри которого он мог бы
осуществлять свою обособленность.
Эта вещь выхватывает человека из целого и замыкает на самом себе,
переводит
из класса общественных существ в подвид единичных экземпляров.
Функция
этой мебели – неартикулированное, не
опознаваемое сразу уединение. Пусть
даже сначала и непонятно, как этим воспользоваться,
но как только он попадает
в поле зрения, оказывается, что это зрение попало в его поле и теперь обречено
бесконечно прослеживать хитросплетения его силовых линий.
Человек попадает
в этот диван как в лабиринт. Диван-ребус.
Это и есть реализация компьютерной
стратегии. Ощущение пространства, определяющее эту вещь,
порождено общением с экраном – когда в рамках трехмерного физического пространства возникает еще одно,
тоже трехмерное, расположенное как бы здесь же,
но одновременно и в другом, своем месте. У этого пространства свой масштаб,
свое представление о вертикали и горизонтали,
свои
силовые линии. Этот диван оказывается
своего рода "компьютерной аркадой"
Он очень прост, но это простота существования в другой системе координат,
в которой человеческие глаза уже снабжены
микрочипами, память – съемными блоками для апгрейда,
а тело в целом,
в сущности, представляет собой файл,
который перекидывается из папки «Архитектура Тойо Ито» в папку «Диван Карима
Рашида».
Оксана Рудченко
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|