приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь -  Ответ

[ > Вещь - Вызов ]

Оксана Рудченко 
Пляшущие человечки
III-MMII - 12.05.2002

Эскиз ампирного стола из серии иллюстраций «Мебель и предметы вкуса», издававшейся Ля Мессанжером в 1807 –1818 гг.

Необарочный венецианский столик с фигурками путти. Позолоченное дерево.
Италия, 2-я.пол. XIX в.

Кто же были эти персонажи, обнаруженные, естественно, не в гротах, а в руинах вилл и терм, а после раскопок Помпей приписанные к третьему и четвертому помпейским стилям живописи? Почему они так легко укоренились в европейском искусстве, находя себе место в любой эпохе? Вероятно потому, что они всегда существовали в европейской традиции. Это весь низший класс божеств, присутствующий в любой мифологии – бесенята, домовые, лешие, русалки, тролли – вся мелкая колдовская братия, которая, если поселится в доме, будет шуршать по углам, завывать в трубе, залезать в крынки с молоком и прятать ложки. Языческие хранители жилища, античные боги домашнего очага, средневековые домовые, гномы, эльфы, феи – испокон веков реальность их существования рядом с людьми не ставилась под сомнение. Дом уютен и полон, только если обжит ими, они его глаза и уши, его характер.

Стол «Гротеск » Эмиля Галле, ок.1900 г.

Всем известно, что они всегда стараются быть незаметными, а заставаемые врасплох, впадают в крайнее смущение. Но бесспорно также, что они все-таки любят обозначить свое присутствие в доме, путая, пряча или, наоборот, подкидывая вещи в разных местах, или издавая странные звуки. Известно, что к людям они настроены доброжелательно, всегда рады угодить хозяевам, но при этом весьма ранимы, и если на что обидятся, могут устроить веселую жизнь. А вообще они смешные и игривые, больше всего любят резвиться внутри всяческой домашней утвари. И тут-то они неожиданно для себя попадают в сферу искусства, потому что естественная среда их обитания – мебель. Эти домашние существа живут в мебели и естественным образом переносят на нее свою эстетику – игровую, утрирующую. Получается, что внутри разных стилей, параллельно с величественной и серьезной мебелью, существует мебель причудливая, обжитая гротесками.

Ширма «Судьба» стиля Ар Деко,Эйлин Грей, 
1922 г.

На ее формах начинает сказываться присутствие их беспокойной жизни: изгибаются ножки стульев, на них вырастают лапы, выпячиваются дверцы шкафов и буфетов. Иногда сами домовые то мелькают среди ножек стола, то заменяют собой колонки и консоли – мебель для них архитектура, и они примеряют на себя ее масштаб. Людям кажется странным и забавным этот маленький мир, передразнивающий большой, настоящий. Маленькие существа же, вероятно, потешаются над неповоротливыми гигантами, громоздящими все новые и новые домины, которые еще нужно обживать и обживать. Иногда они оборачиваются фантастическими животными – грифонами,, львами, устрашающего вида орлами и лебедями. В силу своей волшебной природы домовые вообще склонны к превращениям, а их желание угодить хозяину приводит к тому, что они легко подстраиваются под художественные вкусы той или иной эпохи. Вот, например, они шаловливые эроты, путти, нимфы, тритоны, растворяющиеся в общем буйстве декора в барокко. А вот, с наступлением классицизма, они напускают на себя серьезный вид и старательно изображают сфинксов, кариатид, крылатых львов. Они могут быть шутливыми или важными, но они все равно остаются гротесками – грифон, вытянувшийся во фрунт, изображая наполеоновского солдата, не дослужится ни до чего серьезного, оставаясь не более чем пародийной аффектацией милитаристского духа ампира. В эклектике игра в амплуа продолжается. В модерне гротески превращаются в томных русалок и хищного вида водяные растения. Даже в стильном технологичном Ар Деко они редко, но мелькнут схематичными угловатыми фигурками на ширмах или причудливыми птицами, держащими столешницу.

Барочный стол-консоль, скульптор Антонио Коррадини.
Позолоченное дерево.
Италия,ок.1720 г.

Минимализм с его стерильной эстетикой домовых отпугивает, им неуютно в интерьере, не допускающем ничего случайного и нефункционального. К тому же их раздражает его непробиваемая серьезность. Но без домовых дом холоден и обезличен, только их присутствие придает ему ту избыточность, которая отличает дом от гостиницы. Есть верный способ заманить их в дом – создать привычную для них обстановку, позволить забавляться и забавлять хозяев, как они это делали веками. Так что шкаф Colombo просто продолжает традицию. Только домовые здесь превращаются в дворцовых. Но они так старательно изображают торжественность и достоинство, что кажется, будто хулиганят. 

Оксана Рудченко

<<вернуться

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

12.05.2002 III-MMII
Людмила Каштанова
Авангард классики

   

 Вещь - Ответ

   
  

12.05.2002 III-MMII
Оксанана Рудченко
Пляшущие человечки

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна