|
|
Оксана Рудченко
Пляшущие человечки
III-MMII - 12.05.2002
|
|
Эскиз ампирного стола
из серии иллюстраций
«Мебель и предметы
вкуса», издававшейся
Ля Мессанжером
в 1807 –1818 гг.
|
Необарочный венецианский столик с фигурками
путти. Позолоченное
дерево.
Италия, 2-я.пол.
XIX в.
|
Кто же были эти персонажи, обнаруженные, естественно,
не в гротах, а в руинах
вилл и терм, а после раскопок Помпей приписанные к третьему и четвертому помпейским
стилям живописи? Почему они так легко
укоренились в европейском искусстве,
находя себе место в любой эпохе? Вероятно
потому, что они всегда существовали в европейской традиции.
Это весь низший класс
божеств, присутствующий в любой мифологии – бесенята,
домовые, лешие, русалки,
тролли – вся мелкая колдовская братия,
которая, если поселится в доме, будет
шуршать по углам, завывать в трубе, залезать
в крынки с молоком и прятать ложки. Языческие хранители жилища,
античные боги
домашнего очага, средневековые домовые,
гномы, эльфы, феи – испокон веков реальность их существования рядом с людьми не
ставилась под сомнение. Дом уютен и полон,
только если обжит ими, они его глаза и уши,
его характер.
Стол «Гротеск » Эмиля
Галле, ок.1900 г.
Всем известно, что они всегда стараются
быть незаметными, а заставаемые врасплох,
впадают в крайнее смущение. Но бесспорно
также, что они все-таки любят обозначить
свое присутствие в доме, путая, пряча или,
наоборот, подкидывая вещи в разных местах,
или издавая странные звуки. Известно, что
к людям они настроены доброжелательно,
всегда рады угодить хозяевам, но при этом
весьма ранимы, и если на что обидятся, могут
устроить веселую жизнь. А вообще они
смешные и игривые, больше всего любят
резвиться внутри всяческой домашней
утвари. И тут-то они неожиданно для себя
попадают в сферу искусства, потому что
естественная среда их обитания – мебель.
Эти домашние существа живут в мебели
и естественным образом переносят на нее
свою эстетику – игровую, утрирующую.
Получается, что внутри разных стилей,
параллельно с величественной и серьезной
мебелью, существует мебель причудливая,
обжитая гротесками.
Ширма «Судьба» стиля
Ар Деко,Эйлин Грей,
1922 г.
На ее формах начинает
сказываться присутствие их беспокойной
жизни: изгибаются ножки стульев, на них
вырастают лапы, выпячиваются дверцы
шкафов и буфетов. Иногда сами домовые
то мелькают среди ножек стола, то заменяют
собой колонки и консоли – мебель для них
архитектура, и они примеряют на себя ее
масштаб. Людям кажется странным и
забавным этот маленький мир, передразнивающий большой,
настоящий. Маленькие
существа же, вероятно, потешаются над неповоротливыми гигантами,
громоздящими все
новые и новые домины, которые еще нужно
обживать и обживать.
Иногда они оборачиваются
фантастическими животными – грифонами,,
львами, устрашающего вида орлами и
лебедями. В силу своей волшебной природы
домовые вообще склонны к превращениям,
а их желание угодить хозяину приводит к
тому, что они легко подстраиваются под
художественные вкусы той или иной эпохи.
Вот, например, они шаловливые эроты,
путти, нимфы, тритоны, растворяющиеся
в общем буйстве декора в барокко. А вот,
с наступлением классицизма, они напускают
на себя серьезный вид и старательно изображают сфинксов,
кариатид, крылатых львов.
Они могут быть шутливыми или важными,
но они все равно остаются гротесками –
грифон, вытянувшийся во фрунт, изображая
наполеоновского солдата, не дослужится ни
до чего серьезного, оставаясь не более чем
пародийной аффектацией милитаристского
духа ампира. В эклектике игра в амплуа
продолжается. В модерне гротески превращаются в томных русалок и хищного вида
водяные растения. Даже в стильном
технологичном Ар Деко они редко, но мелькнут схематичными угловатыми фигурками
на ширмах или причудливыми птицами,
держащими столешницу.
Барочный стол-консоль,
скульптор Антонио
Коррадини.
Позолоченное
дерево.
Италия,ок.1720 г.
Минимализм с его стерильной эстетикой
домовых отпугивает, им неуютно в интерьере,
не допускающем ничего случайного и нефункционального.
К тому же их раздражает
его непробиваемая серьезность. Но без
домовых дом холоден и обезличен, только
их присутствие придает ему ту избыточность,
которая отличает дом от гостиницы. Есть
верный способ заманить их в дом – создать
привычную для них обстановку, позволить
забавляться и забавлять хозяев, как они это
делали веками.
Так что шкаф Colombo просто продолжает традицию.
Только домовые здесь превращаются в дворцовых.
Но они так старательно
изображают торжественность и достоинство,
что кажется, будто хулиганят.
Оксана Рудченко
<<вернуться
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|