приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь - Вызов

[ > Вещь - Ответ ]

Авангард классики
III-MMII 12.05.2002

«Colombo» стала известна в России примерно три года назад – тогда итальянские мебельщики приняли участие в реставрации Большого Кремлевского дворца, создав специальную коллекцию Kremlin. Акция отчасти спонсорская, отчасти рекламная – с тех пор марка стала активно эксплуатироваться дизайнерами, оформляющими интерьеры российских VIP ’ов. В декабре в Музее декоративно-прикладного искусства на выставке «Драгоценная мебель. Настоящее и будущее» я стала свидетельницей уникальной сцены. Идея выставки казалась крайне рискованной. Вещи из коллекции Colombo stile были выставлены вместе с мебелью из коллекции Исторического музея. Например, тронами российских монархов. Современная вещь всегда проигрывает рядом с исторической того же статуса – это закон.. Это все равно, что выставлять свою живопись рядом с Рубенсом. 

В выходной день, когда я пришла на выставку, там занимались студенты Строгановского института – они должны были выбрать вещь для изучения, обмерить ее и зарисовать. Все они, вместо того чтобы воочию пощупать и изучить шедевры исторической мебели, воочию щупали, изучали и обмеряли мебель Colombo. Современная классика зримо била антикварную. 

У этой мебели особый характер. Это классика, но какая-то не такая, какой должна быть классика. Вместо того чтобы просто, спокойно и пыльно стоять в углу, она цепляет. Когда рассматриваешь поверхность с кусочками вклеенной в дерево серебряной фольги, медальоны, маскароны, венки – видишь, что все это сделано с уникальной серьезностью и достоинством «шедевра» в старом, цеховом значении слова chef d ’oeuvre,лучшая работа. Стоит отойти чуть дальше, когда перестаешь различать фактуры,– и форма покажется едва ли не гротескной. Гипертрофированной, гордо выставленной на показ, аффектированной. Это какое-то удивительное сочетание высочайшего качества музейной вещи с острой театральностью приема. Это мебель-аттракцион. Кресло-аттракцион, шкаф-аттракцион, сундук-аттракцион. Классическая мебель не может быть аттракционом. Это свойство авангарда. 

Вот он, этот классический авангардный сундук. Его форма напоминает классический жанр итальянского ренессансного сундука – chessone,,– которые расписывали самые прославленные художники итальянского Возрождения. Но по сравнению с прототипом он в двадцать раз активнее. Вместо живописи – рельеф.. Вместо фактуры дерева – фольга. При всей его классичности есть в нем что-то хай-тековское, как будто он из стальных пластинок, как дом какого-нибудь Ренцо Пьяно. Chessone Ренцо Пьяно. Только это не сталь, а настоящее серебро. А вообще это очень похоже на дом. Филенки выглядят окнами, золотые маски – лицами в окнах. Даже, пожалуй что, это их дом. Золотые, сияющие, ровно улыбающиеся существа, им явно очень в этом доме хорошо, и он, пожалуй, и построен под их вкус. Нет, действительно, представьте себе, что они выйдут. Что получится? 

Получится что-то вроде фильма Феллини про античность. Есть прием опредмечивания метафоры, когда начинаешь читать античные источники прямо. Если про героя сказано, что он был златокудр, то это не метафора, а просто указание, что у него были волосы, окрашенные золотом, как красят хной. Если сказано, что лицо его сияло, то значит у него была пудра металлик, скорее всего золотая же, под цвет волос. Если известно, что у Нерона был «Золотой дом »,то надо и делать его из золота. И так далее. Результат получается поразительный. Потому что, с одной стороны, это подлинная классика, а с другой – фантастический хэппенинг, нереальная яркость и острота жизни, варварская витальность чудовищной силы. Можно переводить стихи Горация так: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Можно – буквально:: «Я воздвиг истукан, меди живучее». И сделать этот истукан. Представить себе, как он придумывает сплав меди, который ее живучее, как серебрит или золотит ее, как, собственно, выглядит этот великолепный истукан, полный силы, величия, сияния и так далее. Это максимально серьезно, почти  реконструкция. И это же максимально гротескно, почти провокация. Острота сочетания впечатляет. Так – в кино. Эффект мебели Colombo в том, что она переносит это в дом. Дом наполняется витальностью, силой и мощью этих фантомных героев – Горация, Нерона, Цезаря. Это такая мебель, которая приводит с собой в дом императорское сияние духового оркестра. Тонизирует. Классическая мебель – это прежде всего порядок. Иногда довольно скучный, пыльный порядок. Но Colombo заставляют играть классические темы в совершенно новом регистре. Гротеска, сделанного всерьез. 

Людмила Каштанова

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

12.05.2002 III-MMII
Людмила Каштанова
Авангард классики

   

 Вещь - Ответ

   
  

12.05.2002 III-MMII
Оксанана Рудченко
Пляшущие человечки

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна