|
|
Авангард классики III-MMII
12.05.2002

«Colombo» стала известна в России примерно три года назад – тогда итальянские
мебельщики приняли участие в реставрации Большого Кремлевского дворца,
создав специальную коллекцию Kremlin. Акция отчасти спонсорская,
отчасти рекламная – с тех пор марка стала активно эксплуатироваться дизайнерами,
оформляющими интерьеры российских VIP ’ов.
В декабре в Музее декоративно-прикладного искусства на выставке «Драгоценная
мебель. Настоящее и будущее» я стала
свидетельницей уникальной сцены. Идея
выставки казалась крайне рискованной.
Вещи из коллекции Colombo stile были
выставлены вместе с мебелью из коллекции Исторического музея.
Например, тронами российских монархов. Современная
вещь всегда проигрывает рядом с исторической того же статуса – это закон..
Это все равно, что выставлять свою живопись рядом с Рубенсом.
В выходной день, когда я пришла на выставку, там занимались студенты Строгановского института – они должны были
выбрать вещь для изучения, обмерить
ее и зарисовать. Все они, вместо того
чтобы воочию пощупать и изучить шедевры исторической мебели,
воочию щупали,
изучали и обмеряли мебель Colombo.
Современная классика зримо била антикварную.
У этой мебели особый характер. Это
классика, но какая-то не такая, какой
должна быть классика. Вместо того
чтобы просто, спокойно и пыльно стоять
в углу, она цепляет. Когда рассматриваешь поверхность с кусочками вклеенной
в дерево серебряной фольги, медальоны,
маскароны, венки – видишь, что все это
сделано с уникальной серьезностью
и достоинством «шедевра» в старом, цеховом значении слова chef d ’oeuvre,лучшая
работа. Стоит отойти чуть дальше, когда
перестаешь различать фактуры,– и форма покажется едва ли не гротескной.
Гипертрофированной, гордо выставленной на показ,
аффектированной. Это какое-то удивительное сочетание высочайшего качества музейной вещи с острой
театральностью приема. Это мебель-аттракцион.
Кресло-аттракцион, шкаф-аттракцион, сундук-аттракцион.
Классическая мебель не может быть аттракционом.
Это свойство авангарда.
Вот он, этот классический авангардный
сундук. Его форма напоминает классический жанр итальянского ренессансного
сундука – chessone,,– которые расписывали самые прославленные художники
итальянского Возрождения. Но по сравнению с прототипом он в двадцать раз активнее.
Вместо живописи – рельеф..
Вместо фактуры дерева – фольга. При
всей его классичности есть в нем что-то
хай-тековское, как будто он из стальных
пластинок, как дом какого-нибудь Ренцо
Пьяно. Chessone Ренцо Пьяно. Только
это не сталь, а настоящее серебро.
А вообще это очень похоже на дом.
Филенки выглядят окнами, золотые маски – лицами в окнах.
Даже, пожалуй что,
это их дом. Золотые, сияющие, ровно
улыбающиеся существа, им явно очень
в этом доме хорошо, и он, пожалуй,
и построен под их вкус. Нет, действительно, представьте себе,
что они выйдут.
Что получится?
Получится что-то вроде фильма Феллини
про античность. Есть прием опредмечивания метафоры,
когда начинаешь читать
античные источники прямо. Если про
героя сказано, что он был златокудр,
то это не метафора, а просто указание,
что у него были волосы, окрашенные
золотом, как красят хной. Если сказано,
что лицо его сияло, то значит у него была
пудра металлик, скорее всего золотая
же, под цвет волос. Если известно,
что у Нерона был «Золотой дом »,то надо
и делать его из золота. И так далее.
Результат получается поразительный.
Потому что, с одной стороны, это подлинная классика,
а с другой – фантастический хэппенинг, нереальная яркость
и острота жизни, варварская витальность
чудовищной силы. Можно переводить стихи Горация так:
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный». Можно – буквально::
«Я воздвиг истукан, меди живучее».
И сделать этот истукан. Представить себе,
как он придумывает сплав меди, который
ее живучее, как серебрит или золотит ее,
как, собственно, выглядит этот великолепный истукан,
полный силы, величия,
сияния и так далее. Это максимально
серьезно, почти реконструкция. И это
же максимально гротескно, почти провокация.
Острота сочетания впечатляет.
Так – в кино. Эффект мебели Colombo в
том, что она переносит это в дом. Дом наполняется витальностью,
силой и мощью
этих фантомных героев – Горация, Нерона, Цезаря.
Это такая мебель, которая
приводит с собой в дом императорское
сияние духового оркестра. Тонизирует.
Классическая мебель – это прежде всего
порядок. Иногда довольно скучный, пыльный порядок.
Но Colombo заставляют играть классические темы в совершенно
новом регистре. Гротеска, сделанного
всерьез.
Людмила Каштанова
|
 |
| | |
 | |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
 | |
|
| | |
|