приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь -  Ответ

[ > Вещь - Вызов ]

Оксана Рудченко 
Пляшущие человечки
III-MMII - 12.05.2002

Античные росписи I в.до н.э.
III-й и IV-й помпейские стили живописи

Считать, что серьезность гротеска – новый регистр классической темы, можно только от излишнего почтения к классике. Иногда излишнее почтение оборачивается глухотой. Чем, собственно, являются эти танцующие ноги барочных столов, эти акробатически выгнувшиеся спинки рокайльных стульев, эта гусарская пестрота ампирных грифонов? Это сплошной гротеск.

«Антверпенский» кабинет на ножках в виде мавров. Эбеновое дерево, черепаший панцирь. Нидерланды, сер.XVII в.

Ампирный шкаф работы братьев Жакоб, ок.1800 г.


Хотя, конечно, это странно. Стоит стол – что в нем может быть смешного? Почему он кривляется? Как бес вселился. Именно что вселился. Их присутствие в классическом искусстве заметили не сразу. В XVI веке в поисках антиков проводились раскопки в Риме и окрестностях. Под землей были обнаружены античные руины, расписанные неизвестными ранее сюжетами – фантастичная архитектура, населенная, помимо богов и героев, странными существами, не вполне человеческими. Существами, появляющимися непредсказуемо в неожиданных местах – то прорастающими из цветка, то парящими на фоне архитектурных задников – просто живущими своей независимой жизнью под носом у мифологических героев. Гуманисты решили, что раскопанные ими постройки это гроты, пещеры, вероятно святилища, а непонятные персонажи, населяющие гроты – «гротески» – божества каких-то доисторических культов.

Пара ампирных столов-консолей стиля Регентства.
Позолоченное дерево. 
Англия, ок.1815 г.

Решив так, существ осудили, но Рафаэль в росписях своих станц использовал эту стилистику и тем самым открыл на нее моду. Со временем характер этих персонажей стали распространять на любые другие сферы, и понятие «гротескный» независимо от них стало обозначать вообще все причудливо искаженное, преувеличенное, пародийно-несерьезное. Однако и сами гротески с легкой руки Рафаэля навсегда поселились в классике. С тех пор без них не обходится ни одна эпоха. В маньеризме они обосновываются, адаптируются к стилистике барокко и рококо, проникают даже в международное палладианство середины – второй половины XVIII века, где их количество неожиданно возрастает. Охотно идут на службу к ампиру, прекрасно себя чувствуют в эклектике эпохи неоренессанса и второго барокко, пережив некоторые метаморфозы, продолжают существовать в Ар Нуво. Исчезают из поля видимости только с появлением модернизма, но такое ощущение, что не пропадают совсем.

далее>>

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

12.05.2002 III-MMII
Людмила Каштанова
Авангард классики

   

 Вещь - Ответ

   
  

12.05.2002 III-MMII
Оксанана Рудченко
Пляшущие человечки

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна