|
|
Оксана Рудченко
Пляшущие человечки
III-MMII - 12.05.2002
|
|
Античные росписи
I в.до н.э.
III-й и IV-й помпейские
стили живописи
|
Считать, что серьезность гротеска – новый
регистр классической темы, можно только
от излишнего почтения к классике. Иногда
излишнее почтение оборачивается глухотой.
Чем, собственно, являются эти танцующие
ноги барочных столов, эти акробатически
выгнувшиеся спинки рокайльных стульев,
эта гусарская пестрота ампирных грифонов?
Это сплошной гротеск.
|
|
«Антверпенский» кабинет
на ножках в виде мавров.
Эбеновое дерево,
черепаший панцирь.
Нидерланды, сер.XVII в.
|
Ампирный шкаф
работы братьев Жакоб,
ок.1800 г. |
Хотя, конечно, это странно. Стоит стол –
что в нем может быть смешного? Почему
он кривляется? Как бес вселился.
Именно что вселился. Их присутствие
в классическом искусстве заметили не сразу.
В XVI веке в поисках антиков проводились
раскопки в Риме и окрестностях. Под землей
были обнаружены античные руины, расписанные неизвестными ранее сюжетами –
фантастичная архитектура, населенная,
помимо богов и героев, странными существами,
не вполне человеческими. Существами,
появляющимися непредсказуемо в неожиданных местах – то прорастающими из цветка,
то парящими на фоне архитектурных задников – просто живущими своей независимой
жизнью под носом у мифологических героев.
Гуманисты решили, что раскопанные
ими постройки это гроты, пещеры, вероятно
святилища, а непонятные персонажи,
населяющие гроты – «гротески» – божества
каких-то доисторических культов.
Пара ампирных столов-консолей стиля Регентства.
Позолоченное дерево.
Англия, ок.1815 г.
Решив
так, существ осудили, но Рафаэль в росписях
своих станц использовал эту стилистику и
тем самым открыл на нее моду. Со временем
характер этих персонажей стали распространять на любые другие сферы,
и понятие
«гротескный» независимо от них стало
обозначать вообще все причудливо искаженное,
преувеличенное, пародийно-несерьезное.
Однако и сами гротески с легкой руки
Рафаэля навсегда поселились в классике.
С тех пор без них не обходится ни одна эпоха.
В маньеризме они обосновываются, адаптируются к стилистике барокко и рококо,
проникают даже в международное палладианство середины – второй половины XVIII
века, где их количество неожиданно
возрастает. Охотно идут на службу к ампиру,
прекрасно себя чувствуют в эклектике эпохи
неоренессанса и второго барокко, пережив
некоторые метаморфозы, продолжают
существовать в Ар Нуво. Исчезают из
поля видимости только с появлением
модернизма, но такое ощущение, что
не пропадают совсем.
далее>>
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|