|
|
Оксана Рудченкоа
Талисман
II-MMI - 20.12.2001
Жан Дюнан.
Двухстворчатая ширма; лак, слоновая кость.
Ок. 1925 г.
В искусстве нет
отдельного экзотического стиля. Есть
экзотические мотивы - восточные,
африканские, какие угодно еще - вполне
устоявшийся за века вокабуляр, легко
узнаваемый европейцами. Есть набор
материалов: то, что не растет и не живет - не
встречается - в Европе. С формальной точки
зрения это все. Экзотический субстрат
всегда существует внутри какого-то
формально четко определяемого "большого"
стиоя. Это сосуществование сродни паразитическому - чтобы получить право на жизнь, экзотика подчиняется формальным характеристикам «большого» стиля и становится его составляющей. Но, анализируя стиль, вы всегда об нее спотыкаетесь.
Возьмем 20-зо-е годы XX века — Ар Деко. Ар Деко соединял в себе классическую традицию и наследие авангарда, примиряя одно с другим ради создания жизни красивой и комфортабельной.
Упиваясь всем новым, технологичным, он воплощал свои футуристические мечты только в самых дорогих материалах, обработанных самым качественным образом. Главным его изобретением было то, что прогресс не отменяет роскоши, но современная роскошь должна быть функциональной и техногенной.
Ар Деко обожал машины, механизмы и металл. На всем, что он производил, лежали отметины этой железной логики - четкие геометрические линии в архитектуре, уподобление и частей здания, и частей мебели деталям механизма. Даже серебро и платину он отполировывал так, чтобы они были похожи на хромированную сталь.
При этом он так же страстно обожал экзотику, доходя в этой страсти до безумия. В этом сумасшедшем экзотизме сливались все возможные источники - Китай, Япония, Египет, Океания, культуры майя и ацтеков, африканские, ассиро-вавилонские, мавританские мотивы - легче перечислить, каких не было.
В искусстве нет отдельного экзотического стиля. Есть экзотические мотивы - восточные, африканские, какие угодно еще - вполне устоявшийся за века вокабуляр, легко узнаваемый европейцами. Есть набор материалов: то, что не растет и не живет — не встречается — в Европе. С формальной точки зрения это все. Экзотический субстрат всегда существует внутри какого-то формально четко определяемого «большого» стиля.
Валентин Серов.
Портрет Ивана Абрамовича Морозова. 1910 г.
Богатейший текстильный фабрикант, удачливый предприниматель изображен на фоне натюрморта Анри Матисса из его коллекции
современной французской живописи. Серов здесь как
бы открывает секрет - Морозов обладает неким экзотическим талисманом
, и в нем залог его коммерческих успехов. Как весь его облик солидного бизнесмена противоречит декоративному буйству Матисса у него за спиной
, так до сих пор вызывает удивление, что купец-старообрядец рискнул вложить большие деньги в искусство, еще мало кому
понятное даже в Париже, и, руководствуясь своим безупречным вкусом к экстравагантному, собрал коллекцию шедевров.
Его тянуло на самые изощренные материалы - кожу ящерицы, змеиную, акулью кожу, слоновую кость, перламутр, черепаховый панцирь, ценную древесину, полудрагоценные камни. Из всего этого декоративного вавилонского смешения рождалась на удивление стильная и изысканная мебель.
Представим такую картину - Нью-Йорк, вечеринка эпохи Ар Деко. Квартира на последнем этаже небоскреба, куда вас в считанные секунды доставляет бесшумный лифт, обставлена ультрамодной мебелью из хромированных стальных трубок. Из радиоприемника звучит джаз, джентльмены обсуждают последние модели автомобилей и трансатлантических лайнеров, дамы - нейлоновые чулки и цветное кино. Хозяин - элегантный эстет -рассказывает про свой новый самолет и про то, как собирается приобрести приемник для телесигнала, о котором столько говорят. При этом он сидит в кресле из пальмового дерева, обтянутом кожей питона, а на полу перед ним африканская циновка.
И вот вопрос - что делает экзотика в этом мире, увлеченном машинами, скоростями, новыми материалами? Зачем эстету и адепту технического прогресса поделки африканских племен?
далее>>
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|