приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Античность на будущее
XXIX-MMIX - 16.12.2009

Главный фасад дома

Проект этого дома, построенного Максимом Атаянцем в Лисьем Носу под Петербургом, мы публиковали в VIII номере ПК. Прошло шесть лет, дом построен.

Фрагмент мраморного портика главного фасада

Тогда, в проекте, была литература. Замысел дома был своего рода фабулой романа из параллельной истории – будто бы римская цивилизация дошла до Балтики, и вот перед нами дом гиперборейского прокуратора. Он строит себе дом кирпичный, местными силами и из местных материалов, но в своей родной Италии заказывает единственный мраморный портик, который везут морем и приставляют к его дому. И весь дом оказывается своего рода реликварием для этой заморской диковины. Нужно было представить себе, как бы это было, как выглядела бы эта первая попытка выстроить Рим у Невы.

Обломы кирпичного карниза

Теперь началась жизнь. Теперь перед нами жилой дом в конкретном месте. И, глядя на него, раздваиваешься, не зная, чего искать – то ли той литературы, то ли сегодняшней реальной жизни.

Свод над портиком. Фресковая роспись Максима Атаянца

С литературой все в порядке. Каким бы ни был дом дальше, за фасадом, как ни развивался бы он в глубину, все равно тут возникает ощущение, что в художественном смысле весь он – это алтарь этого портика, любовно укрытого глубокой аркой, хранящей сахарную белизну мрамора. Этот эффект в реальности даже усилился. Хотя Лисий Нос – это один из самых элитных поселков петербургского побережья, это все же не Барвиха, здесь еще вполне ощутима структура советского дачного поселения с его специфическим малобюджетным счастьем, крытыми рубероидом террасами из вагонки выцветших веселеньких расцветок и крупным камышиным гладиолусом, выросшим к 1 сентября за штакетником. К этому стоит добавить не просто ровность финского побережья, а отсутствие рельефа как категории. Античный мраморный портик в этом контексте смотрится как радуга в пещере, которую, разумеется, если уж она здесь случилась, надо беречь и охранять.

Керамический лев

С жизнью чуть сложнее. Это очень небольшой дом, а его замысел требует музейного пространства. Именно музейной по характеру ощущается главная ось дома с центральным залом, заменяющим античный атриум. Выполненная Атаянцем мозаика с рыбами на полу этого атриума (напоминание об имплювии – бассейне в атриуме древнеримского дома) подчеркивает эту музейность – перед нами как будто бы зал для демонстрации античных древностей. Фактически рядом с этой осью, справа, архитектор расположил вторую, параллельную, как бы для жизни. Там довольно изысканное чередование малой гостиной, каминного зала и большой гостиной, выходящей на задний дворик, но, глядя на нее, невольно думаешь, что хозяева, из деликатности, постарались увести собственную жизнь в сторону, чтобы не загромождать ею музей.

Фрагмент колоннады внутреннего двора

Вообще этот дом так устроен, что жители будто ушли в подсобные помещения. Основные комнаты спрятаны на втором этаже, на периферии, не участвуют в жизни дома. Нет, конечно, это весьма достойные помещения, с прекрасными кессонированными потолками, большими окнами, мастерски спрятанными за балконы на втором этаже, там очень милая парадная кухня и роскошные, как это принято в современных домах, санузлы, но все это подчинено, так сказать, задачам сохранения памятника и скрыто где-то на периферии. Пожалуй, более приватный, более, если угодно, бытовой масштаб появляется только на заднем дворе с его уютной дорической галерейкой, примыкающей к ней очень светлой гостиной и двориком с маленькими античными термами.

Колоннада двора

Отчасти настроение в этом доме напомнило мне дома-музеи известных деятелей культуры, науки и искусства, не то чтобы очень часто посещаемые группами экскурсантов, но как бы предполагающими такую возможность. Я попытался представить себе, как себя должен ощущать хозяин такого дома, и, честно сказать, не то чтобы смог. С одной стороны, это, конечно, довольно возвышающее чувство, поднимающее собственное достоинство – ощущать себя обитателем музея себя самого. С другой, ты как-то слишком много места отдаешь не столько себе, сколько архитектуре – с ее логикой, чередованием пространств и эффектов – архитектуре ради нее самой.

Задний двор

Ей-то, конечно, хорошо. Она тут много про себя думает, многое придумывает, вообще интересно проводит время. Чего стоят кирпичные колонны и сложные кирпичные профили на фасаде – не формы, а целая диссертация на тему бытования ордера в дальних провинциях. А термальные окна главного зала? А роспись главной арки над мраморным портиком – этакая реконструкция римских гротесков? Дом полон «вкусных» профессиональных деталей, частностей, эрудированных античных меморий, которые не могут не трогать. Но людям-то каково?

Фрагмент портика садового фасада

Сначала я просто проникся к ним большим уважением – все же редко кто позволяет отвести большую часть своего дома просто под архитектуру, для ее самопроявления и красоты. Но потом мне все же показалось, что это не совсем так, и в этом есть своя, несколько необычная, вернее, очень повседневная, но не вполне осознаваемая функция.

Центральный холл с напольной мозаикой

Этот дом действительно выстроен так, будто это реконструкция дома гиперборейского прокуратора у Невы. Но его хозяин – это не древний римлянин, он вполне современный человек. Просто он каким-то образом получил этот дом и обживает его. Когда вы оказываетесь в любом старом замке, старом дворце, палаццо, которое еще не превратилось в музей, но в котором живут люди, вы обнаруживаете, что они никогда не используют его целиком. Там всегда остаются пространства, иногда очень значительные, которые почти не используются, в лучшем случае через них проходят раз в день, чтобы перейти из одной жилой комнаты в другую. Тем не менее, никому не приходит в голову, что они лишние. Именно они создают ощущение естественности этого дома, его укорененности в жизни. И это именно то, чего обычно лишены новые дома, придуманные строго в соответствии с функциональной программой жизни их хозяев. Проходят десятилетия, прежде чем эта программа теряется, забывается, больше не живет, и тогда дом наконец обретает качество старой профессорской квартиры, аристократического палаццо, старого замка. Современная архитектура, кстати, прекрасно осведомлена об этом феномене. В качественной концептуальной архитектуре постоянно создаются пространства с не вполне определенной функцией, как бы на вырост, на будущее обживание, так, чтобы дом представлял собой некий вызов для дальнейшего развития.

Второй этаж

Атаянц просто перевернул эти отношения. Он создал в доме пространства, которые не то что будут определены в будущем, а были определены в прошлом, потеряли эту определенность, и теперь их предстоит обжить. Может быть, пока не очень понятно как. Но они стоят того, чтобы попытаться.

Столовая

Каминная

Малый кабинет

Кухня

вверх

 Здесь / постройка

     
16.12.2009 XXIX-MMIX
Михаил Хазанов
Офисное здание в Гагаринском переулке. Реставрация и новое строительство
Владимир Седов
Умножение отражений
     
16.12.2009 XXIX-MMIX
Максим Атаянц
Частный дом в Лисьем Носу
Григорий Ревзин
Античность на будущее
     

 Здесь / проект

     
16.12.2009 XXIX-MMIX
Юрий Григорян
Проект дома в Тель-Авиве
Григорий Ревзин
Стена как проблема
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна