|
|
Современная классика
Владимир Седов
Вилла Новой Судьбы
XIV-MMV - 31.08.2005

«Садовый» фасад дома с
балконом над портиком
У виллы очень древняя история,
она восходит к эллинистическим и древнеримским временам, когда загородные
поместья знати возникали как в пригородах (они служили для уединения
и развлечения), так и в более далеких
районах (и тогда они служили сельскохозяйственным целям). Потом эти
виллы или были разрушены варварами,
или превратились (во Франции, например) в укрепленные замки. Потом виллы
возрождали по письменным источникам в ренессансной Флоренции, потом
их тип оттачивали всю эпоху Возрождения и позже, в барочные времена.
Потом, изучив археологические свидетельства относительно римских вилл,
еще раз возрождали виллы уже в эпоху
эклектики, причем на всем европейском пространстве – от Англии до
Мюнхена и от Потсдама до Петергофа.
Так что теперь вилла – это что-то очень
многозначащее, имеющее много обликов, но все же узнаваемое. Хотя бы
апофатически, через отрицание – не
дача, не фазенда, не бунгало и т.д.

Генеральный план
владения с усадебными
постройками и парком
Кажется, что в данном случае вначале было определение типа, а потом
поиски архитектурного эквивалента
этого определения. Архитектор как будто
искал образ современной пригородной
виллы. Образ этот складывался из целого
ряда отрицаний (если не усадьба – то без
неизбежного автократического портика,
если не бунгало – то без канареечной раскраски, если не дача – то без цветных
стеклышек), но и, с другой стороны, из
подбора и собирания деталей, которые
должны были сложиться в целостную
формулу виллы.

«Дворик» правого крыла
перед бассейном
В результате появился дом, в котором свобода пространственного
построения соседствует с четкой симметрией на трех из четырех фасадов. Этот
«свободный» облик ассоциируется как
с некой абстрактной римской виллой,
так и с «всефасадностью», отличительной чертой загородных домов и городских
особняков эпохи эклектики и модерна.
Это значит, что уже на уровне первого
композиционного впечатления зритель воспринимает как основные два
сочетающихся принципа: достаточно
строгую ордерность, соподчиненность
и организованность фасадов, с одной
стороны, а также свободу плана и свободу объемных сопоставлений – с другой.
Архитектор, кажется, искал образ в классическом диапазоне форм и средств, но
остро ощущал необходимость передачи не
только и не столько вневременной, иерархической, подчиняющей и растворяющей
в себе ордерной традиции, сколько
чувства современности, нынешней, посюсторонней жизни, которая происходит
в доме и вокруг него сейчас, жизни, для
которой этот дом предназначен.


Фасады дома в авторской
графике. Боковой фасад,
фасад с «двориком»
у бассейна

Авторский чертеж
фонтана

Поперечный разрез

Фасад «с приезда»

«Садовый» фасад с
бассейном
<<вернуться
далее>>
|
 |
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / интервью
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|