приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Художественная тренировка
XIV-MMV - 31.08.2005

Михаил Филиппов отвечает на вопросы Григория Ревзина о смысле архитектурного рисования

Михаил Филиппов
Инсталляция в русском павильоне на Венецианской биеннале. 2000 г.
Конструкция представляет собой развернутую в пространстве центрально-перспективную картину

Григорий Ревзин
Тема этого номера «ПК» – изображенная архитектура и реальность. Ты, насколько я понимаю, единственный архитектор, для которого рисование архитектуры – необходимая часть творческого процесса. Почему?
Михаил Филиппов
Вообще-то не единственный. У меня были кое-какие предшественники, например Микеланджело. Я думаю, что для любого человека, работающего в домодернистской архитектуре, рисование – это совершенная необходимость. Как только я понял, что я буду заниматься классикой, я стал рисовать и превратился в профессионального художника. Я действительно оказался в одиночестве, должен сказать, совершенно для меня неожиданном, но это связано только с тем, что сама идея развивать классический ордерный язык сегодня не пользуется большой популярностью. Если заниматься классикой всерьез, то без рисования невозможно.

Г.Р.
Я хочу понять, почему.
М.Ф.
Живопись – это центральное искусство Европы. Не архитектура, не театр, не литература, а именно живопись. Я имею в виду реалистическую живопись, основанную на центральной перспективе. Это главная форма классического миропонимания, без нее ничего не возможно выстроить. Все великие европейские музеи – это ведь прежде всего музеи живописи, а уже потом всего остального.

Михаил Филиппов
Лестница в небо. 1997

Г.Р.
У тебя получается, что архитектор не может не быть живописцем. Существовала масса архитекторов, которые очень плохо рисовали. Скажем, Иван Жолтовский.
М.Ф.
А Жолтовский не великий архитектор. Он был очень умный человек, и он сам прекрасно понимал, что рисует плохо, и именно поэтому так ценил людей, которым это было дано, скажем Щусева. Он – вождь, теоретик, мыслитель, а чисто художественно он не очень одаренный человек. Он – своеобразный Леон Криер сталинской архитектуры. Классицистам вообще в ХХ веке не очень повезло на вождей, я думаю, если бы они в дополнение к своим выдающимся качествам, уму, воле, организационным способностям обладали бы еще и непосредственной пластической одаренностью, история, как говорится, пошла бы иначе.

Г.Р.
Я попробую по-другому задать вопрос. Почему ты рисуешь, зачем это тебе нужно? Потому что рисовали твои великие предшественники? Это дань традиции?
М.Ф.
Нет, дело не в этом. Это своего рода тренировка. Или даже медитация. Любой график скажет тебе, что если несколько часов в день не рисовать, то потеряешь навык. Как пианист, если несколько часов в день не играет, то уже потом не может играть.

Михаил Филиппов и мастерская
Проект реконструкции загородного дома в Баден-Бадене. 2003
Атриум дома выстроен как разорванный разрез купола классического собора

Г.Р.
Тренировка чего?
М.Ф.
Тренировка умения видеть. Тренировка эстетического чувства.

Г.Р.
Но в архитектуре и в живописи – разная эстетика. Живопись – эстетика линии, эстетика полотна, композиции. Архитектура не работает с этими категориями, во всяком случае, они очень изменяются применительно к архитектуре.
М.Ф.
Нет, это совсем не так. Конечно, в графике есть эстетика линии, эстетика композиции, но это только часть проблемы. Главное – это эстетика изображенного. Мы же говорим о реалистической живописи, а не об абстрактной. Речь идет об эстетике реального мира.

Михаил Филиппов и мастерская
Проект реконструкции двора Русского музея в Санкт-Петербурге. 2002.
Внутренний двор музея оборудуется лифтом, лифтовая шахта строится как архитектурный разрез здания

Г.Р.
Это несколько неожиданный взгляд. Традиционно считается, что прекрасно не то, что изображено, но то, как это сделано.
М.Ф.
Это глубочайшее заблуждение авангардистского искусствознания. Это совершенно не так. Дело, конечно, не в том, что любой эстетически качественный объект порождает полноценное художественное изображение. Но чтобы что-то изобразить, ты должен понять, что это красиво. Иначе ничего не получается, поэтому я и говорю о тренинге, конечно, это и тренировка твоих способностей как художника, но еще и тренировка твоей способности увидеть, что мир красив, как и почему. А конкретно для рисования – еще и каким образом эта красота устроена структурно.

далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Путь к фасаду-2

     

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Вилла Новой Судьбы

     

 Здесь / интервью

     

31.08.2005 XIV-MMV
Художественная тренировка.
Михаил Филиппов

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна