|
|
Современная классика
Елена Гонсалес
Архитектура успеха
XIII-MMV - 27.03.2005
Гостиница «Золотое Яблоко» на улице
Малая Дмитровка, 11/10. Москва
Архитектор – Рафаэль Шафир (Rafael
Shafir) (Архитектурное бюро Zebra
Crossing design)
Дизайн света в ресторане – Aqua Creations
Дизайн света в номерах – Tal Gur
Панно – Юрий Злотников


Фасад здания напоминает
слоеный торт наоборот:
чем выше слой, тем суше
архитектура
В Москве построен первый бутик-отель.
Автор – архитектор Рафаэль Шафир –
определяет свой проект как правильный
дизайн для правильного места,
правильных людей и правильного бизнеса.
Итак: каковы же правила?

Архитектор вписывает
в периметр старых стен
конструктивную сетку,
которая позволяет
совместить сложный
план первого этажа
с гостиничной технологией
типового
Место
У заказчика была цель – построить
четырехзвездочную гостиницу. Идея
отеля-бутика возникла у архитектора
после того, как был в полной мере оценен
потенциал места. Реконструируемое
под отель здание находится в самом
центре Москвы, напротив Ленкома.
Построено оно в конце XIX века и знаменито главным образом тем, что в нем с
1899 по 1900 год в кв. № 14 жил Чехов.
Позже дом был надстроен двумя этажами,
так что нынешняя реконструкция, добавившая зданию пентхаус, продолжает
традицию «роста». Каждую надстройку
можно рассматривать как культурный
археологический слой: доля культуры в каждом просматривается весьма
отчетливо. В современном нам слое обнаруживается большое количество стекла
– «панорамный вид» причислен сегодня
к главной городской ценности, средний
впрямую указывает на аскетизм своего
времени, нижний обилием лепнины
демонстрирует культурную эклектику.
В целом это типично московский дом,
и эта «московскость», эта эклектичность,
органично перетекающая внутрь, равно
как и выгодное расположение, делают его
идеальным местом для гостиницы.


Главный дизайнерский
объект – «золотое яблоко».
Работает и на экстерьер,
и в интерьере с одинаковой
силой
Это единственное яркое
пятно в вестибюле
гостиницы, решенном
в монохромном ключе
Бизнес
По непонятным причинам ниша популярного во всем мире дизайнерского
отеля, или отеля-бутика, в Москве
до сих пор оставалась незанятой. Это
более чем странное обстоятельство
дает инвестору ряд преимуществ, но
одновременно накладывает на архитектора большую ответственность. Быть
в Москве первым – это быть в глазах
продвинутой общественности сразу
и Старком, и Нувелем, и Фабио Новембре. Для создания «правильного продукта»
нужен правильный архитектор. В данном
случае инвесторы опирались не только
на личные художественные пристрастия.
Была сделана ставка на богатый опыт
работы и универсальное образование,
соединившее Вильнюсский художественный институт, Израильскую
архитектурную школу и лондонскую
АА, в которой Рафаэль Шафир делал
диплом у Гордона Бэнсона и Форсайта.
В процессе работы над проектом этот опыт
проявился в четком понимании поставленной задачи и в таком же четком ответе
на нее. Главной особенностью ответа
стало решение «дизайнерского» отеля
дизайнерскими же средствами. Дизайн
здесь следует понимать в англоязычном
смысле – как совокупность проектных
решений, объединяющих все элементы
планировки, технологии и отделки,
а не как область декорирования. Шафир
смотрит на архитектуру как на пространственные рамки, в которых происходят
определенные процессы. В случае гостиницы это процессы привлечения клиента
и его «удержания». Для привлечения
выбран не только яркий рекламный ход
– внесение в интерьер объекта «золотое
яблоко», которое прохожие видят с улицы
через витрины первого этажа, но и планировочные построения. Вход с Малой
Дмитровки ориентирован на Успенский
переулок – зебра перехода упирается
в стеклянные двери. Вынесенный из интерьера фрагмент стены подхватывает ось
движения и затягивает внутрь, система
пространственных элементов продолжает это движение уже в интерьере.
Расположенные в торце зеркала и мягко
светящиеся стены делают движение
бесконечным. Сжимающиеся и расширяющиеся пространства работают как
«ловушки». Узкий вход – открытое лобби,
далее сужение на диагональном пересечении входной зоны и бара, затем выход
в lounge и, наконец, переход из бара в ресторан. Каждое последующее пространство
«активнее» предыдущего, в каждом есть
своя приманка. Интерьер лобби достаточно простой и сдержанный, кроме уже
упомянутого самодостаточного «золотого
яблока» здесь нет цветовых пятен. В зоне
бара довольно много объектов и предметов
– одну стену образует матовая светящаяся поверхность, вторую занимает
панно Юрия Злотникова. Яркая мебель
– римейки и оригинальные вещи известных дизайнеров. В этом эклектичном
интерьере происходит беспрестанное броуновское движение постояльцев и гостей.
Пространство ресторана анимировано
насыщенным красным светом и работает
как в системе гостиницы, так и самостоятельно – попасть в него можно напрямую
из Дегтярного переулка. Таким образом,
структурирование пространств отвечает
функциональной логике гостиницы и работает на коммерческую успешность
предприятия – критерий, который сам
автор рассматривает как один из главных
показателей успешности всего проекта.
далее>>
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|