|
|
Современная классика
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада
XIII-MMV - 27.03.2005

По мысли авторов, новая
анфилада организована
по принципу барочной
перспективы, характерной
для Петербурга
В произведениях Росси сохранилась
пришедшая от эпохи барокко и слившаяся
с эстетикой романтизма театрализованная
перспективность внешних и внутренних
пространств, объединенных в одно целое.
Осталась в силе анфиладность интерьеров и осевые перспективы планировки,
контрастность открытых и замкнутых
частей, многократные повороты при
движении внутри здания, смещение композиционных осей – изначальные качества
петербургской архитектурной истории.

Поперечные разрезы
по первому, второму
и третьему залам
В конце 1970-х годов среди
множества советских учреждений, оккупировавших здание Главного штаба
на Дворцовой площади тогдашнего Ленинграда, находились и хранилища архива
Военно-морского флота СССР, которые
содержали, среди прочего, коллекции
архитектурных чертежей. Сумев уговорить адмирала, сидевшего среди пыльных
папок в полной парадной форме, мне
удалось проникнуть за сверкающий россиевским великолепием «занавес» фасада,
обнимающего Дворцовую площадь.

Поперечный разрез зала-перемычки
Там открывался иной, контрастный
классическому Петербургу, мир полузахламленных, полузастроенных в разное
время дворов, запутанных переходов,
странных лестниц, безнадежных тупиков.
В его живописной заброшенности было
немало романтического, но весь интерес этого места волей стражей тамошних
учреждений был исключен из доступной
обозрению картины Петербурга. Сегодня,
когда назначение здания Главного штаба
меняется, и часть Эрмитажа занимает его
внутренние пространства, нельзя не задуматься, как это повлияет и на само
грандиозное здание, и на облик города
в целом. В проекте коллектива «Студии
44», возглавляемого братьями Явейн, эти
проблемы, на мой взгляд, находят решение, связанное с особенностями смысла
петербургского пространства и художественного образа города.

Продольный разрез
комплекса по оси Большой
анфилады
Консервация советского состояния
ансамбля или попытка его воссоздания на какую-либо дату императорской
истории России бессмысленна и невозможна. В принципе судьба здания
Главного штаба предрешена явлениями
совершенно неархитектурными и даже
нероссийскими, а прежде всего направлением мировых потоков культурного
туризма. Центр Петербурга занял неизменное место в ментальности человечества
– в представлениях о ценностях культуры,
признаваемых Западом и Востоком, и его
музеефикация неизбежна.

Эскиз зала-перемычки
То, что может быть добавлено современными архитекторами к образу центра
Петербурга, с одной стороны, должно
соответствовать историческим художественным свойствам великого города,
с другой – историзм может быть в большей степени усилен за счет расширения
музейных комплексов. Сотни тысяч старинных предметов, находящихся в фондах
Эрмитажа и прочих музеев, открывшись
зрителю, способны придать новое качество
«фактуре» петербургских впечатлений,
добавив свое необычайное изобилие к контрапункту обычно демонстрируемых
шедевров.

Аксонометрия новой
Большой анфилады
«Большой Эрмитаж» должен
включить в себя все сооружения, охватывающие Дворцовую площадь, но это
вопрос будущего. Сейчас речь идет о
реконструкции половины здания Главного
штаба (между проездом под триумфальными арками, площадью, Певческим
проездом и набережной Мойки).
Вне границ восточного крыла здания
Главного штаба вмешательство современных зодчих не будет «читаться» вовсе.
В проекте «Новая Большая анфилада»
архитекторы Олег и Никита Явейны
и их коллеги строго хранят единственно
возможную в данном случае позицию
– невмешательство в градостроительную
ситуацию. Они обеспечивают полную
сохранность внешних фасадов, создавая
лишь внутри контуров здания Главного
штаба новое пространство, которое они
стремятся наполнить «метафорами» петербургской архитектурной истории.
Существующие входы в различные
части здания, внешне оставленные без
изменений, будут выводить посетителя
в сложное, объединенное пространство
на уровне земли, целый «городской квартал», предназначенный для посетителей
музея. В него ведут три входа с набережной
Мойки, один – от Певческого проезда, два
– с Дворцовой площади и, наконец, еще
один из-под триумфальной арки. Основные
выходы сосредоточены в наиболее отдаленной от площади части комплекса, их всего
два, расходящихся в противоположные
стороны: на Большую Морскую и набережную Мойки. Внутри пространства
первого яруса движение людей остается
свободным, поскольку здесь должны располагаться разнообразные магазины,
кафе, информационные центры, среди
которых посетитель может выбирать.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|