приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке
IX-MMIII - 23.01.2004

Перспектива со стороны Карповки

Если говорить о сегодняшнем нео-Ар деко, тот здесь перед нами существенный шаг вперед. Дело в том, что Ар деко у Мамошина не является системой «мягкого» декора, особенно не вмешивающегося в общий композиционный строй, и позволяющего ненавязчиво облагородить произвольную средовую композицию знаками буржуазного истеблишмента. Нет, перед нами попытка понять и воспроизвести композицию Ар деко, когда все здание выстроено в соответствии со спецификой ордерной логики этого стиля.

Фасад комплекса со стороны Малой Невки

Специфика ордера Ар деко, на мой взгляд, принципиально отлична от классического ордера, и отличие это я вижу вот в чем. Классический ордер не знает вертикального ритма. Ритм для него – это горизонталь, по вертикали он развивается в соответствии с принципом тектонического порядка. Отношения база–колонна–капитель не ритмичны, а тектоничны. В отличие от этого, Ар деко выстраивает отношения ритмической вертикали, здание растет вверх не по принципу тектонического правдоподобия, но по принципу прямоугольного орнамента. Из-за этого структурной единицей Ар деко является не стойка-балка, а прямоугольник (ячейка орнамента), тяготеющий к квадрату, для которого повторение по вертикали и по горизонтали принципиально равнозначны. Не то что классике вообще неведома такая система, скажем, кессонированные своды и – редко – стены строятся по тому же принципу. Но для классики эта система периферийна, а для Ар деко она является сердцевиной стиля.

И. Фомин, Е. Левинсон. Дом на Карповке. 1933. Фасад со стороны реки Пергола во дворе

Михаил Мамошин прекрасно использует эту ордерную логику. Его центральный дугообразный фасад является яркой манифестацией принципа вертикального ритма, и вся эта дуга сочинена как специальное упражнение на тему различия дугообразных композиций в классике и в Ар деко. Можно представить себе, как бы вела себя в этом случае классическая колоннада – она бы столь же эффектно подчеркнула торжественность дугообразной композиции, но никогда не строилась бы по принципу отступающих подобных фигур, образующих своего рода пирамидальную композицию. Не менее удачно ему удалось разрешить и тему противопоставления фасада по Малой Невке и по Карповке. Фасад по Карповке основан на логике камерной торжественности и напоминает Левинсона, фасад по Малой Невке более монументален и скорее заставляет вспомнить иофановскую композицию Дома на Набережной. При этом оба они согласованы единой логикой ордера Ар деко.

Фрагмент угловой части

Однако же при всем этом мастерстве архитектору не удается ухватить ту поразительную «буржуазность» дома на Карповке, которая сейчас кажется самой притягательной чертой работы Евгения Левинсона. Квадрат его ордера не «антропоморфен», сетка шесть на шесть метров не соотносима с интуицией человеческого тела. Это строительный стандарт, который не согласуется с художественной логикой жилого дома. Дом становится не «человеческим», а урбанистическим образованием (соотносится не с человеком, а с городом), здание перестает выглядеть как жилое, а становится общественным, и само Ар деко Мамошина приобретает какой-то позднесоветский оттенок. Особенно это заметно на подаче, когда против здания он располагает для масштаба силуэты, взятые из журналов мод 20-30-х гг. При всем мастерстве эта подача выглядит сюрреалистической жанровой картиной, изображающей, как нэпманш вызвали в брежневский обком на проработку.

Дом на Карповке. Лестница со двора

О подачах Михаила Мамошина следует сказать особо. Он один из немногих виртуозов рисунка, вырастающего из традиции петербургской Академии художеств. В свое время меня поразили его великолепные подачи особняков на Лисьем носу под Петербургом, казалось, они сошли со страниц «Архитектурно-художественного еженедельника» 1911 года или журнала «Аполлон». Такое мастерство рисунка предполагает особое внимание к деталировке, особый эстетизм архитектуры. К сожалению, этого в проекте мы не находим. Колонны Мамошина сведены к элементарным столбам, карнизы в две одинаковые полочки вообще как-то неожиданно мизерабельны для такого торжественного здания – такое решение более органично для здания продмага в провинциальном русском городе. И даже непонятно, как Мамошин при таком очевидном эстетизме может позволять себе такие детали.

Фрагмент главного фасада

Естественно, в этом можно увидеть какое-то стремление быть современным – как он пишет в пояснительной записке к проекту, стремление соединить «наследие Левинсона, Евдокимова, Фомина с идеями Contemporary Architecture». Ну, наверное. Видимо, можно попытаться соединить Левинсона с Крие, но мне кажется, автору пока непонятно, как это делать. Эстетизм Левинсона уже очевиден глазу, а эстетизм Крие – совсем нет. Колонны и карнизы Мамошина не выглядят притягательными даже в его великолепных рисунках – представьте себе, чем это окажется в натуре. Художественная логика тут неясна, а раз так, на первый план выступает логика строительной экономии. Понятно, что такие детали легче делать в монолите, равно как понятно, что по строительным соображениям удобно идти от стандартной сетки шесть на шесть. И то, что это понятно, что это бросается в глаза, не кажется удачным. Даже если это оправдано ссылкой на некую Contemporary Architecture.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

23.01.2004 IX-MMIII
Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал

     

23.01.2004 IX-MMIII
Николай Малинин
Парфенон на задворках

     

23.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке

     

23.01.2004 IX-MMIII
Алексей Тарханов
Водная процедура

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна