|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке
IX-MMIII - 23.01.2004
«Новый дом на Карповке»
Санкт-Петербург, Левашовский проезд, 13
Архитектурно-проектный центр Мамошина
Архитекторы: М. Мамошин (руководитель),
И. Соколов (ГАП), К. Чистяков,
А. Богатырева, В. Мазманов, А. Иванов,
А. Федченко

Проект «Нового дома на
Карповке» Михаила
Мамошина. Вид углового
павильона со стороны реки
Расположенный на углу Карповки и
Малой Невки, дом Михаила Мамошина
архитектурно является омажем дому
на Карповке Евгения Левинсона. И уже
одно это отрадно. Этот памятник советской
архитектуры – несомненный шедевр, причем шедевр, отодвинутый в сторону плакатными фантазиями конструктивизма и
экспериментами 20-х в области экзотических типологий, вроде рабочих клубов и
жилищ для оседающих кочевников.
Дом на Карповке Левинсона поражает не своими лестницами, протянувшимися, словно ленты транспортеров,
не конструктивистскими балконами, даже
не тонкостью деталей, но каким-то совершенно неожиданным в пролетарском
Ленинграде духом буржуазной роскоши,
выверенной приватностью. Это уникально
найденный масштаб, ощущение частного
величия, когда при всей торжественности
композиции ты понимаешь, что это именно жилой дом. Оппозиция внутреннего
двора с перголой и гордого дугообразного
фасада со стороны Карповки работает как
традиционная оппозиция курдонера
и парка, и кажется, что перед тобой дворец-усадьба, но не XVIII века, а эпохи Ар
деко. И при этом – не Дворец работников
мясомолочной промышленности с мотивом вымени на фасаде, но именно жилой
дом. Этот дом – явление альтернативной
истории, он спроектирован так, будто
в Петербурге не было революции, и неоклассицизм 1910-х гг. перешел в Ар деко
1930-х без катаклизмов. Кажется, что
перед нами дом миллионеров, что в нем
должно быть семь-десять квартир и что
рядом с его лестницами-транспортерами
должны стоять бесконечно длинные
Bentley с шоферами в строгих сьютах.

Корпус с дугой фасада,
больше всего похожий
на старый дом на Карповке
Подчеркивая свою преемственность
именно от этого дома, Михаил Мамошин
словно пытается нащупать в петербургской истории буржуазное основание
сегодняшнего дня. И это замечательно.
Архитектура первой половины ХХ века
в России – явление мирового уровня, однако же, как только она переводится из области чистого формотворчества в область
социальной реальности, мы оказываемся
заштатной страной третьего мира, комически тужащейся нагнать стандарты буржуазного процветания, стартуя от барака
для рабочих. То, что внутри советской
истории архитектуры удается обнаружить
памятник буржуазного процветания,
поразительно и отрадно.


План жилого комплекса
Разрезы

Фасады ризалитов
Но, называя свою работу «Домом на
Карповке» и сознательно отсылая к
Левинсону своей стилистикой, Михаил
Мамошин ставит себя в сложное положение. Его дом начинаешь сравнивать с работой Левинсона. Дом Мамошина провоцирует его рассмотрение в двух системах координат: с одной стороны, в рамках сегодняшнего нео-Ар деко, и с этой стороны он
прекрасен; и в рамках сопоставления
с настоящим домом на Карповке – и с этой
стороны он проигрывает.
далее>>
|
 |
|