приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал
IX-MMIII - 23.01.2004

От архитектуры осталось главное. Она, и только она, задает параметры пространства – его пропорции и объем. Они должны быть идеальны. Уродство здесь невозможно. Главная идея современного искусства, свобода, попав в диспропорциональное пространство вступает с ним в конфликт, обнажает контексты не запрограммированные, а может быть, специально удаленные – в первую очередь такие, как давление конкретных обстоятельств городской среды. Искусству это не нужно. Из городского, социального, исторического право голоса имеет только то, что говорит в произведении, но не то, что существует в реальности. Пропорции – вещь вселенская. Это объективный параметр, долженствующий существовать сам по себе и не подвергающийся махинациям. Квадрат воздуха – вот то единственное, что, будучи идеальным, никогда не подвергнется узурпации, квадрат воздуха, очерченный архитектурой, то божественное, что и остается опорой. Вполне естественно, что в этой системе внешняя сторона оболочки как бы не существует. Потому как весь мир, и весь путь, и все диалоги внутри.

И вот такому, с позволения сказать, клиенту достается руина. И клиент счастлив. Потому что ему самому давно уже нечего сказать пространству, а что он хотел бы услышать, то давно позабыто, и вот из этого далекого исторического, постренессансного забытья раздается голос, достойный восхищения даже самых агрессивных. Архитектура в виде руины, как ни странно, возвращает себе право полноценного собеседника в выставочном пространстве. Законсервированную руину не побелят и не собьют остатки декора. При ней останется ее собственная кладка стен и ее исторические опоры, ее климат, будь то вода или пыль, ее сумеречность, ее контекстуальность.

МУАРовский флигель – руина. Здесь рыдал от счастья Ден Камерон (для которого был построен подпрыгнувший забор), здесь в 25-градусный мороз сияли под инеем деревянные «небеса» из каргопольских храмов XVIII века, здесь была знаменитая греческая выставка с пенопластовыми сферами на балках бывшего третьего этажа. Здесь весной 2003 года было совершено первое закономерное вторжение современного искусства на поля архитектуры – выставка Дмитрия Топольского «Nimbi di ferro» (Железные нимбы).

Интерьеры корпуса-руины.
Дмитрий Топольский
Nimbi di ferro
17.IV-20.VI 2003

Что в этом пространстве может случиться

Как всегда, варианта два – со светом и без оного. Хотя весь периметр здания вследствие отсутствия межэтажных перекрытий покрыт двумя ярусами разноформатных окон, они затемнены (городского пейзажа нет, он и не нужен). Пол, представляющий собой умопомрачительной красоты своды первого этажа, оборудован деревянными помостами типа японский сад или строительные леса. Траектория движения зрителя задана где-то между проемами для бывших окон и бывших дверей в единственной поперечной несущей стене и широким шагом чугунных столбов, поддерживающих систему балочных перекрытий третьего этажа, чердака и крыши. Эдакий архитектурный вариант школьной модели кристаллической решетки. При этом направление взгляда зрителя не связано практически ничем. В пространстве, пропорционально приближенном к кубу, взгляд перемещается равно комфортно как вдоль, что обычно, так и вверх, что большая редкость. Здесь естественная красота стропильной крыши создает новый полюс притяжения. Выставка Дмитрия Топольского предполагала как основной объект железные нимбы, близкие родственники нимба с монументальной скульптуры одного из Венецианских соборов, темперные, на тончайшей, почти прозрачной бумаге силуэты святых, проекцию божественного ока в треугольнике и изображение св. Себастиана. Проекция парила в верхней зоне пространства и специально для нее была создана новая точка обзора на уровне бывшего третьего этажа. Ржавые нимбы – на стенах и свалены в кучи на изнанках сводов, а вот эфемерные тени святых на невидимых струнах растянуты там, где когда-то, быть может, и были перегородки, но их не покрасили в белый цвет, их разобрали. Память кристаллической решетки этого архитектурного пространства осталась, и почти несуществующие произведения идеально нашли эти совсем не существующие стены. Св. Себастиан – станковое произведение на холсте и подрамнике, обрел свое естественное место на настоящей стене чудом сохранившейся комнаты. И как бы плохо у нас у всех ни было с химией, тяжело тут не вспомнить какой-то закон о строении кристаллов.

Месяц спустя я в этом же помещении делала выставку итальянских художников Оттонеллы Мочелин и Николы Пеллегрини, состоявшую из двойной видеоинсталляции и множества статичных проекций. Мы удвоили затемнение и полностью отказались от какого-либо внеположенного проекциям освещения, но даже в полной темноте сияющие проекции были расположены художниками не на конкретных стенах. А в соответствии с мыслимыми силовыми линиями пространства, на той самой кристаллической решетке – неотъемлемой части пусть даже самых ничтожных остатков, но остатков Архитектуры.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

23.01.2004 IX-MMIII
Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал

     

23.01.2004 IX-MMIII
Николай Малинин
Парфенон на задворках

     

23.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке

     

23.01.2004 IX-MMIII
Алексей Тарханов
Водная процедура

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна