приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Ирина Шипова
Интервью с лидером берлинской неоклассики
Ханс Колхофф: «Все, что изобретено модернизмом, обернулось чудовищным провалом»
VIII-MMIII - 11.11.2003

Комплекс Ляйбниц-колоннады. Берлин, 1993-2000

Ирина Шипова
Господин Коллхофф, вы недавно побывали в Москве. Это была ваша первая поездка в Россию? Каковы ваши впечатления?
Ханс Коллхофф
Да, я впервые побывал в Москве, и мне там очень понравилось. К сожалению, я провел там всего один день – у меня было несколько деловых встреч и переговоров, поэтому видел только центр города, но он произвел на меня сильное впечатление. Особенно – обилие местного классицизма.

И.Ш.
А что-нибудь из современной архитектуры вы для себя отметили?
Х.К.
Я был в Москве только один день и, проезжая по городу, заметил несколько действительно гротескных построек.

И.Ш.
Вы бы хотели что-нибудь построить в Москве?
Х.К.
Еще бы. Москва обладает потрясающей исторической городской субстанцией, и для меня было бы очень интересно здесь работать, развивать эту субстанцию дальше – используя тот опыт, которым мы сегодня располагаем.

Торговый комплекс. Хемниц, 1998-2000

И.Ш.
Можете ли вы сравнить ситуацию в Москве и Берлине?
Х.К.
У меня сложилось впечатление, что Москва переживает сейчас экономический подъем, который был характерен для Берлина десять лет назад. И это отличная предпосылка для реализации больших проектов, которые возможны только при наличии экономической и культурной динамики, которая сейчас явно ощущается в Москве.

И.Ш.
В Берлине почти все «большие проекты» последних лет уже реализованы. Что из этого вам нравится, что нет?
Х.К.
Можно сказать, в Берлине сейчас некое затишье. За последние годы было построено так много, что настало время на все это посмотреть и оценить критически. Я думаю, что в целом Берлин справился со всеми задачами, поставленными после падения Стены и объединения восточной и западной частей. Была предпринята попытка восстановить разрушенную историческую структуру города, и это очень ценно. Например, такой проект, как Потсдамер Плац, – это был не только экономический, но и градостроительный успех. Конечно, многое можно было бы сделать по-другому, и критиков, недовольных то одним, то другим, всегда хватает. Но я считаю, что Потсдамер Плац – в архитектурном, планировочном, градостроительном смысле – оптимальный проект, это лучшее из того, что сегодня возможно.

Здание концерна Дебис на Потсдамер Плац 1. Интерьер и фасад
1993-1999

И.Ш.
Вы постоянно разделяете градостроительный и архитектурный уровни. Например, по поводу заново отстроенной Ляйпцигер Плац вы сказали «в градостроительном плане – отлично, в архитектурном – время покажет». Считаете ли вы, что восстановление исторических городских структур – единственный верный путь современной
архитектуры?
Х.К.
Почему надо отказываться от принципов, которые себя оправдали с течением времени? Модернизм попробовал открыть в этом отношении что-то новое, но все, что было изобретено, обернулось чудовищным провалом.

И.Ш.
Неужели все?
Х.К.
Без исключения. Не справляясь с проблемами города – слишком много шума, слишком много машин и выхлопных газов, – модернисты попытались создать городу альтернативу, призывая всех выехать «на зеленые луга». Жилые поселки были изначально альтернативой, но они не решили проблем самого города.

Бар «Ньютон» Берлин, Шарлоттенштрассе
1997-1999

И.Ш.
А какое решение видите вы?
Х.К.
То, что сегодня происходит в Берлине, и есть решение – здесь воссоздается жилая среда в центре города. Хотя при современных экономических условиях это и нелегко.

И.Ш.
По-моему, большинство из того, что сегодня строится в Берлине, это офисные, а не жилые помещения. И ощущение жизни создается в основном туристами. Например, Фридрихштрассе после закрытия офисов и магазинов или по выходным выглядит абсолютно пустой.
Х.К.
Нет-нет, на Фридрихштрассе живут люди. Только пока недостаточно для того, чтобы это стало заметным. Сегодня любой крупный проект предусматривает 30%, иногда даже до 50% жилых площадей. Просто этих реальных 20-30% недостаточно для того, чтобы «оживить» центр. И если в магазинах на Фридрихштрассе пока еще не хватает покупателей, то причины тому не архитектурные и не градостроительные. Сегодня делается все возможное для того, чтобы в центр города вернулась жизнь, чтобы он стал притягательным для берлинцев. Ведь как выглядела Фридрихштрассе после падения Стены – это была пустыня, в которую добровольно никто и не ступал. Сегодня же это одна из привлекательнейших и оживленнейших улиц.

И.Ш.
Если это действительно была голая пустыня, почему застраивать ее надо было так однообразно – мощными, облицованными натуральным камнем блоками – ни одного деревца, ни одного сквера или детской площадки...
Х.К.
Кому нужна детская площадка в центре города?!

Здание банка Дельбрюк, Потсдамер Плац, 5
1998-2003

И.Ш.
Вы исключаете возможность того, что там может жить семья с детьми?
Х.К.
Все это абсолютно надуманно. Дети могут играть во внутреннем дворе или на улице. Нет никакой необходимости в детской площадке, состоящей из песочницы, дурацких качелей или нелепой горки.

И.Ш.
Видно, что вы далеки от социальных утопий...
Х.К.
Да, от социальных утопий я далек. Однако для меня очень важно социальное градостроительство и социально осознанная архитектура. Только это не означает непременно детскую площадку в центре города. Половина из того, что я в своей жизни построил, было «социальное» (муниципальное) жилье. Даже жилой комплекс на Вальтер-Беньямин Плац Ляйбниц-колоннады изначально проектировался как мунициальное жилье. Просто в процессе строительства государственное финансирование было приостановлено, и было принято решение выставить эти квартиры на продажу. Проблема в том, что уровень муниципльного жилья стал настолько высок и настолько приблизился к уровню жилья коммерческого, что город уже просто не может его себе позволить.

И.Ш.
Своим обликом Ляйбниц-колоннады спровоцировали много критики – строгие серые фасады с колоннадой и балюстрадами, они явно апеллируют к эстетике 30-х годов.
Х.К.
Ну да, многие возмущались: «Как можно сегодня возводить дом с колоннами?» Но есть огромное количество людей - преимущественно неархитекторов и неинтеллектуалов которым этот комплекс очень нравится и которые рады, что могут прогуливаться по изящной колоннаде, не переезжая при этом в Италию.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

11.11.2003 VIII-MMIII
Ирина Шипова
Интервью с лидером берлинской неоклассики
Ханс Колхофф: «Все, что изобретено модернизмом, обернулось чудовищным провалом»

     

11.11.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Петербург поздней античности

     

11.11.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Компромисс с реальностью

     

11.11.2003 VIII-MMIII
Людмила Каштанова
Антисинтез искусств

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна