приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
2002
Григорий Ревзин
Периферийный центр
VI-MMIII - 30.04.2003

План в уровне кровли (мезонин)

Это – о существовании темы в творчестве самого Филиппова. Теперь об объекте. Михайловский дворец Росси – памятник, и в отношении него этот статус означает не просто дополнительные поборы на согласованиях при проектировании, это действительно памятник национального значения. Это означает, что единственное, что требуется от общества в отношении этого здания – хранить его таким, какой он есть. Ничего не меняя.

План в уровне верхнего этажа

Русский музей – центральное национальное собрание русского искусства. То есть существует в ряду крупнейших музеев мира. В этом ряду произошли этапные перемены – поменялся сам статус музея. Из хранилища музей превратился в аттракцион – здесь требуются приключения архитектуры, экстремальные пространства, ощущение непривычности, а лучше – невозможности той среды, в которой вы оказались. Лувр, Бильбао, Тейт, Британский музей – все они предприняли грандиозные эксперименты по превращению себя в приключения. Если мы не хотим быть провинциальной страной, чья культура застыла в пыли, нам необходимо что-то делать с нашими крупнейшими музеями. Заметим, что это касается и Эрмитажа, и Третьяковки – сегодня есть принятый проект реконструкции первого и пока нет – второй, но это значит, что он появится в ближайшие дни.

Перспектива пространства под крышей музея. Виден принцип развески картин

Отсюда задача: как изменить памятник и превратить в экстремальное, невозможное пространство то, что всегда было, и чье существование в городе в привычном виде является ценностью национального значения. Степень невыполнимости этой задачи не следует преувеличивать, напротив, она решается чуть не каждый год, и даже стала типовой для современных реконструций. Скажем, в опубликованном нами в предыдущем номере проекте реконструкции Большого театра Михаила Белова и Михаила Хазанова задача совершенно аналогична. Вопрос в том, как она решается в каждом конкретном случае.

Современное состояние музейных чердаков

Решения тут возможны два: либо пристроить к памятнику какую-нибудь приключенческую виртуалку, либо обнаружить в нем самом какой-то незамеченный пласт экстремальности. Я позволю себе заметить, что, на мой взгляд, логика, которой руководствуется этот проект, могла возникнуть только у человека, выросшего в Петербурге, а точнее – проведшего детство в питерских дворах. В ней даже есть какой-то детский оттенок. Каждому питерскому ребенку понятно, где в этом городе, невероятно классическом и гармоничном, обретаются экстремальные, приключенческие пространства. Во дворах-колодцах и на чердаках. С ними даже не надо ничего делать, чтобы они приобрели это качество. Надо только придумать, как, сохранив их образ, начать их использовать.

В этом смысле придуманная Филипповым реконструкция бережна – весь необходимый для сегодняшнего дня пласт экстремальности обнаруживается в самом памятнике, в нем ничего не меняется. В нем смещаются акценты. То, что составляло его периферию, его технические пространства, становится его центром, его новым образом. Музей превращается в приключение изнутри себя самого.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна