приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Плоды просвещения
VI-MMIII - 30.04.2003

Косметический салон для мужчин «Калигула»
Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., 20.
«Архитектурная мастерская М.Атаянца»
Архитекторы: Максим Атаянц, Екатерина Уралова
Реализация: 2002

Написанный на стене в технике фрески павлин может стать знаком той причудливой декорации, которую создал Атаянц

В первом этаже эклектического доходного дома в петербургском районе Пески появился мужской косметический салон. Хозяева хотели видеть свой салон, названный в честь легендарного императора скорее в связи с фильмом Тинто Брасса, чем с пьесой Камю, в «античном стиле». Архитектор Максим Атаянц приходит и делает мужской косметический салон в античном, «втором помпейском» стиле. Ну что тут может быть занимательного или поучительного? Те хотели, этот сделал, теперь все довольны. Такой вот рецидив эклектики в начале XXI века, не такой уж и редкий.

Авторские эскизы отдельных частей салона: прихожая и нимфей

Но тут оказывается, что Атаянц не халтурил и не очень-то и шутил. Он выпускник Академии художеств, он пишет диссертацию о развитии коринфского ордера во II веке нашей эры. И потому этот ученый архитектор досконально изучает вопрос и решает сделать нешуточную декорацию для «Калигулы». Он клянется, что помпейские росписи в большинстве своем были массовым (или почти массовым) искусством, с помощью которого помпейские и геркуланумские буржуа подражали хорошим, высоким росписям императорских вилл. Он видит в этом параллель с современностью (за исключением того, что императорские виллы еще им не построены), а потому считает уместным использование этого второго помпейскогостиля для бывшей четырехкомнатной квартиры, превращенной в санитарно-гигиеническое учреждение, требующее наличия приемной и отдельных помещений для солярия, парикмахерской, массажного кабинета и комнаты менеджера.

Колонны круглого храмика-солярия, розетки, часть плана с рисунком пола План салона

Прихожая с фреской на стене. Вид от храма-солярия

В результате Атаянц оформляет интерьер со всей серьезностью и с помощью всей своей учености. Он расписывает настоящей фреской стену, ставит колонны, по которым вьются металлические цепочки (как на фреске напротив), он тянет по стенам сложнейшие профили и лепит причудливые розетки и капители. Декорирование интерьера становится и художественным и ученым занятием одновременно, а разглядывание этого интерьера помимо поверхностных впечатлений способно доставить удовольствие от распутывания тех «ходов» и узнавания тех «прецедентов», которые использованы архитектором. Но главным и неожиданным решением было перенесение архитектуры из фрески в объем. Архитектура в помпейских фресках причудлива и иррациональна, но архитектура самих помпейских домов была гораздо более скромной и основательной. Атаянц же, виртуозно владеющий техникой фрески и могущий воплотить сложнейшие композиции на стенах, решает овеществить архитектуру из фресок. Этот ход имеет свои прецеденты в творчестве английских архитекторов неоклассицизма (на русской почве вспоминается Камерон, а позже, в советское время, был еще и Гольц), но здесь происходит нечто новое: перед нами не тщательная археологическая реконструкция, а вольная композиция, «вытащенная» из живописи.

далее>>

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна