приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Плоды просвещения
VI-MMIII - 30.04.2003

Капители колонн храма-слоярия

Вход с улицы ведет в приемную, боковая стена которой расписана фреской в помпейском духе, в центре которой стоит маленький круглый храмик-толос, а в нем – статуя мускулистого мужчины. Вся эта декорация имеет собственную перспективу, чуть нарушенную двумя вторгающимися нишами, обработанными искусственным мрамором, и подчеркнутую рисованным павлином, смотрящим на статую.

Нимфей из искусственного мрамора. Вид из прихожей и крупный план

При повороте от фрески оказывается, что она почти зеркально повторяет композицию из барьеров с колоннами, образующих пронаос перед круглым храмиком с перевитыми цепочками тонкими коринфскими колонками. Эти колонки полукругом обступают святилище, которое при ближайшем рассмотрении обнаруживает себя как вполне современный вертикальный солярий из полированной стали.

Расписные розетки круглого храмика

Так вот на что намекает и фреска и античные храмовые формы: внутри солярия загорает новое мускулистое божество, посетитель салона. Это на него пристально смотрит павлин, это он расхаживает по каменному полу, сидит в креслах парикмахеров в тыльной части храмика и проходит в массажный кабинет мимо настоящего фонтанчика из полированного мрамора со струйкой, падающей в настоящие ракушки. Этот посетитель, оказывается, видел эти самые Помпеи, он способен придирчиво оценивать антикварно-археологические затеи Атаянца и размышлять об уместности именно второго помпейского стиля в данный исторический момент.

Сочетание пилястр реального ордера и иллюзорного ордера на фреске

Это ничего, что архитектура эта игрушечная, зато она основана на подлинных источниках. Это ничего, что новое божество преет под электрическим светом в металлической капсуле, в Римской империи никак уж не бывавшей. Здесь, в салоне «Калигула», обе стороны получают равное удовольствие: посетители получают нужное обслуживание в интерьерах, которые смутно напоминают о солнечных странах и красивых людях, а зодчий получает возможность свободно парить в эмпиреях, любовно выводя пером на рыхлой бумаге аттические базы, скоции и обратные гуськи карнизов, а также колдовать над раскраской оригинально трактованных коринфских капителей. Ученость приносит ощутимые античные плоды.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна