|
|
Современная классика
Владимир Седов
Плоды просвещения
VI-MMIII - 30.04.2003
Капители колонн храма-слоярия
Вход с улицы ведет в приемную, боковая стена которой расписана фреской
в помпейском духе, в центре которой стоит маленький круглый храмик-толос, а в нем
– статуя мускулистого мужчины. Вся эта декорация имеет собственную перспективу, чуть нарушенную двумя вторгающимися нишами, обработанными искусственным мрамором, и подчеркнутую рисованным павлином, смотрящим на статую.
Нимфей из искусственного мрамора. Вид из прихожей
и крупный план
При повороте от фрески оказывается, что она почти зеркально повторяет
композицию из барьеров с колоннами, образующих пронаос перед круглым
храмиком с перевитыми цепочками тонкими коринфскими колонками. Эти
колонки полукругом обступают святилище, которое при ближайшем рассмотрении
обнаруживает себя как вполне современный вертикальный солярий из
полированной стали.
Расписные розетки круглого храмика
Так вот на что намекает и фреска и античные храмовые формы: внутри
солярия загорает новое мускулистое божество, посетитель салона. Это на него
пристально смотрит павлин, это он расхаживает по каменному полу, сидит
в креслах парикмахеров в тыльной части храмика и проходит в массажный кабинет
мимо настоящего фонтанчика из полированного мрамора со струйкой, падающей
в настоящие ракушки. Этот посетитель, оказывается, видел эти самые Помпеи,
он способен придирчиво оценивать антикварно-археологические затеи
Атаянца и размышлять об уместности именно второго помпейского стиля в
данный исторический момент.
Сочетание пилястр реального ордера и иллюзорного ордера
на фреске
Это ничего, что архитектура эта игрушечная, зато она основана на
подлинных источниках. Это ничего, что новое божество преет под электрическим
светом в металлической капсуле, в Римской империи никак уж не бывавшей.
Здесь, в салоне «Калигула», обе стороны получают равное удовольствие: посетители
получают нужное обслуживание в интерьерах, которые смутно напоминают о солнечных странах и красивых людях, а зодчий
получает возможность свободно парить в эмпиреях, любовно выводя пером на
рыхлой бумаге аттические базы, скоции и обратные гуськи карнизов, а также
колдовать над раскраской оригинально трактованных коринфских капителей.
Ученость приносит ощутимые античные плоды.
<<вернуться
|
|
|