|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре
VI-MMIII - 30.04.2003

7
Офисные здания. 2-й Обыденский переулок, 5-7, 11. 1998. Архитектурное
бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, В.Каняшин, А.Асс, И.Ивлев,
М.Елизарова, К.Гладкий. Заказчик: АО «Энергосвязь»,
«ЛВН-Холдинг»
В отличие от европеизированной среды эта выражает нутряную, отечественную мечту о
процветании. Если неомодернизм Скокана воздействует богатством лаконизма, то здесь,
напротив, декоративная щедрость нищеты. По количеству окон, шагу этажей, гигантским
зеленым мансардам дом Галины Вишневской выдает
себя как выстроенный для людей с заниженными
представлениями о качестве жилья густонаселенный
курятник. Низкие потолки, максимальное сокращение нежилой площади, подъездов, холлов и
вестибюлей. Загруженность фасада деталями создает
ощущение, что про эту бедность знали и пытались
прикрыть ее внешним богатством. Качество деталей
придает богатству второсортный привкус – что-то
вроде роскошных вечерних платьев с вещевого рынка
в Конькове.

8
Офисное здания. Улица Остоженка, 9/14. Проект 1999. Архитектурное бюро
«Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, В.Каняшин, И.Ивлев, Е.Копытова.
Заказчик: фирма «Идиль»
Три эти среды – европеизированных топ-менеджеров Скокана, рыночников Посохина и
обитателей гетто – проложены строительными
площадками, сеющими строительный мусор и пыль.
Она одинаково демократично покрывает и миллионеров, и нищих из старых домов – пожалуй,
нигде в мире не увидишь такое дорогое жилье в такой
пыли и кучах столь трущобных отходов. Но даже
будучи равно запыленными, эти среды не смешиваются и не могут смешаться во что-то
однородное – каждая из них отрицает возможность
другой. Они взаимно отгораживаются, из-за этого
для чужака самым заметным, самым активным элементом остоженской среды сегодня является
забор. Заборы разные – от бетонного, заводски-рустованного, выстроенного вдоль набережной к приезду
президента Никсона в 1972 году, до стен Зачатьевского монастыря XVII века, и от изысканных макинтошевских решеток дома Скокана в Зачатьевском
переулке до сетки «Рабица», ограждающей очередной
котлован. Куда бы ты ни шел, через пятнадцать
метров ты упрешься взглядом в забор.
Как и что получилось?
Остоженка была полем выработки новых градостроительных принципов постперестроечной
России. Главным из них был принцип сохранения
сложившейся исторической среды. Новые здания
должны были подхватить морфологические принципы уже имеющейся застройки и стать как бы
незаметными в существующем контексте, зданиями
второго плана. Второй принципиальной идеей была
проницаемость, открытость района. В него должна
была войти городская жизнь, подобно тому как она
вошла в Арбат и арбатские переулки, этот поток
должен был оживить умирающую ткань остоженского гетто и превратить его в процветающий
район. С этой целью недодворы, оставшиеся от
недоусадеб, превращались в городские бульвары,
приятные для прогулок (в то давнее перестроечное
время прогулка полагалась основной формой средовой активности, Арбат тоже создавался как
прогулочная зона, поскольку о торговле и развлечениях как формах городской жизни никто не
подозревал). Особое внимание уделялось социальным
задачам – жители Остоженки, основа стабильности
городского сообщества, должны были безусловно
оставаться на своих местах, в своих квартирах,
но качество их жизни должно было резко возрасти.
Наконец, в качестве специального ноу-хау был
предложен принцип диалога с инвесторами – не
предписывания им, что и как должно быть построено
(как в идеале было устроено советское градостроительство), но, скорее, определения, чего
на Остоженке никоим образом не хотелось бы видеть.

9
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 4. 1999. Архитектурное бюро «Остоженка».
Архитекторы: А.Скокан, Р.Баишев, В.Лабутин, М.Скороход.
Заказчик: ТПФ «Интерспутник»
Эта модификация либерального принципа «разрешено все, что не запрещено» – пожалуй,
единственное, что прижилось на Остоженке и позволило инвесторам и девелоперам чувствовать
себя более или менее вольготно и в конце концов
реализовать ту архитектуру, которой сегодня Россия
гордится. Правда, и этот принцип не реализовался
полностью – потому что, с одной стороны, то, что
запрещено, отчасти оказалось тоже разрешено (центр
Галины Вишневской), а с другой – согласовательные
инстанции тоже решили все-таки отчасти запрещать то, чего запрещено не было, причем
в процессе прохождения проектов. И тем не менее,
к этому принципу стремились как к идеалу, пусть
иногда омраченному финансовой прозой жизни.

10
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 6. 2002. Моспроект-2,
мастерская 14, ООО «Мастерская архитектуры №9». Архитекторы:
П.Андреев, А.Пахомов, О.Дрябжинский. Заказчик: ЗАО «УКС Восток»
Что касается жителей, ради которых это как бы
делалось, то наверное им, переселенным в Бибирево
и Коньково, приятно думать о том, как улучшилось
качество жизни на Остоженке. Что касается всеобщей
доступности района, городских бульваров, прогулочных зон, то теперь эта территория сделана
по принципу «чужие здесь не ходят» с забором
в качестве манифестации этого лозунга.

11
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 21. 2001. Архитектурное
бюро «Попов и архитекторы». Архитекторы: С.Гришин, О.Фридлянд.
Заказчик: ООО «Стартэкс Стоун»
Остоженка не стала школой социальной справедливости в управлении территориями. Она
не стала школой комплексного градостроительного
подхода к территории с учетом рекреационных,
торговых и прочих не связанных лишь с жильем
функций исторического центра города. Если говорить
о сохранении образа исторической среды всерьез –
то это вообще смешно. Среда изменилась самым
радикальным образом, главное впечатление, которое
испытываешь, оказываясь в остоженских переулках,
– этого здесь быть не могло и не может. Вероятно,
Остоженка может рассматриваться как школа взаимодействия городских властей, девелоперов
и архитекторов, но на эту тему могут быть разные
мнения (архитектор Никита Токарев весьма скептически оценил такую перспективу в статье
в АСД). То есть практически не удалось реализовать
ничего из того, что хотелось. Вопрос – может быть,
хотелось не этого?

12
Жилая застройка. 1-й Зачатьевский – Пожарский переулки. 2002. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Р.Баишев, О.Фридлянд,
И.Воронежский, К.Гладкий, М.Елизарова, И.Ивлев, Е.Копытова, В.Лабутин.
Заказчик: ЗАО «М.Д.С.»

13
Офисное здание. 3-й Зачатьевский переулок, 3-5. 1999. Архитектурное
бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, И.Воронежский,
О.Фридлянд. Заказчик: «Капитал Груп»
О чем двух мнений быть не может – Остоженка
стала школой архитектуры русского неомодернизма
90-х. Здесь, на взгляд архитектурного критика,
начинается самое интересное.

14
Жилой дом. Молочный переулок, 11. 1998. Архитектурное бюро
«Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, А.Асс, М.Скороход.
Заказчик: СУ-53 «Мосводоканалстрой»

15
Жилой дом. Молочный переулок, 10/16. Проект 2002. ООО «А-3 лтд».
Архитекторы: А.Демидов, С.Образцов, Д.Мишакин, при участии Н.Демидов,
В.Болелин. Заказчик: ООО «Юнионпромстрой»
Разговор с архитекторами средового образа
мыслей о стиле и форме редко получается. В худшем
и самом частом случае они говорят про особенности
участка застройки с технической точки зрения (эти
сети такие, эти – такие, нормы по высоте такие,
а по инсоляции – такие), в более редком – рассказывают про принцип незаметности в среде,
про тактичную скромность и уважение к контексту.
Между тем, если не знать средовой парадигмы и просто смотреть на здания, то у них окажутся
довольно ясно выраженные стилистические характеристики.
<<вернуться далее>>
|
 |
|