приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре
VI-MMIII - 30.04.2003

2
Жилые дома. 1-й Обыденский переулок, 8-10. 1999. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, А.Гнездилов, Е.Копытова. Заказчик: ООО «Банк и город»

Линию улицы Остоженки в принципе образовывали городские усадьбы, развивавшиеся хозяйственной частью к реке. Городская усадьба – сама по себе недоусадьба, большинство из них разрушены (ближе к храму Христа – доходными домами, ближе к Садовому кольцу – советским строительством), и кроме дома Тургенева опознать эти усадьбы можно только по вылезающим то тут, то там странностям планировки. Зады этих усадеб обрезала промышленная революция второй половины XIX века – вместо выхода к реке образовалось фабричное дно. Но это фабрики по-московски – еще не забывшие своего происхождения от мануфактур (крупнейшая из них – Бутиковская), то есть без признаков размаха кирпичного стиля Петербурга или хотя бы стоящего напротив «Товарищества Эйнем – Красного Октября» – производство, располагавшееся в каких-то невозможных сараях едва что не вторичного кирпича, окрашенного историей в сурик цвета подгнившего яичного желтка. Недоусадьбы дополнились недофабриками с соответствующей инфраструктурой – бараками для рабочих и питейными заведениями.

3
Жилой дом. 1-й Обыденский переулок, 12. 2002. ЗАО МТО «Архпроект», мастерская 8. Архитекторы: В.Ходнев, Е.Костина, Е.Миненкова, А.Миненков. Заказчик: ООО «Школа-студия детского творчества Пречистенские ворота»

В начале ХХ века сюда пришли доходные дома со слабовыраженной стилистической принадлежностью. Строго говоря, у них не было архитектурной формы, у них, как выяснила наука, была морфология. Фасадом на улицу они изображали собой правильный город, нечто вроде Петербурга в районе Обводного канала. Дома выходили на красную линию, вглубь вела подворотня проездной арки, за ней, по идее, должен был располагаться двор-колодец. Однако там было нечто совсем другое – тело дома быстро сходило на нет, образуя недодвор, остаток недооформленной усадебной полянки с сараями и лабазами.

Эти недодоходные дома, спускаясь к реке, становятся все непритязательней, постепенно приближаясь к барачной застройке. Набережная служила идее хозяйственной, отсюда завозили дрова и сюда сливали нечистоты. Вдоль нее забавно идти – дома не могут разобраться, где у них перед, где зад – половина выходят парадным фасадом не на набережную, а в переулок. Кстати, этот переулок, Курсовой, на плане послепожарной Москвы называется Проектируемым и прям как стрела. На нем и по сию пору сплошные изломы и повороты – яркий пример того, что Корбюзье называл дорогой ослов.

4
Жилой дом. 1-й Обыденский переулок, 5-7. 2002. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, И.Вахонин. Заказчик: ООО «ВСМ-III»

В принципе прогулка по такой территории способна привить пессимистический взгляд на родную страну. Все это происходит в двух километрах от Кремля, это должен был быть роскошный фешенебельный район. Но, с другой стороны, сорокалетнее существование в условиях оставленности строительством и даже ремонтной активностью сообщило этому месту какую-то макабрическую прелесть. Так иногда смотрятся гетто европейских городов, в которых среда странным образом сочетает подлинность с некоторой зыбкостью существования. Место порождает ощущение условности существующей реальности.

5
Офисное здание. 1-й Обыденский переулок, 3. 1999. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, М.Елизарова. Заказчик: ООО «Капитал Груп»

Автор настоящего текста опирается не только на собственные воспоминания (я родился в доме на углу Бутиковского и Коробейникова переулков, пока еще не снесенном), но и литературные источники. Роман бывшего московского, а ныне лондонского философа Александра Пятигорского «Философия одного переулка» (имеется в виду Обыденский переулок) рисует это место (и едва ли не дом, где теперь располагается мастерская «Остоженка») как некую фантастическую дыру, прореху времени-пространства, попав в которую, герой по масонским каналам оказывается в Лондоне. Это – пространство вымороченного чуда, так, гуляя по кладбищу, проваливаются к антиподам. В воспоминаниях другого русского философа и филолога Георгия Лескисса на том месте, где теперь построен дом Юрия Григоряна, происходят события не то чтобы столь же фантастические, но и не обыденные – по улицам каждый уик-энд ходят ученые медведи и кричат «точу ножи-ножницы», а сам герой, подтверждая сходство территории с венецианским гетто, каждое темное утро плавает в школу на лодке – на ту сторону Москвы-реки, в здание, уничтоженное строительством то ли ЦДХ, то ли «Президент-Отеля».

Что стало?

Остоженка сегодня поражает не меньше, чем десять лет назад – тут смешиваются пласты, которые в реальности не должны встречаться.

Дома, выстроенные Александром Скоканом, Юрием Григоряном, Сергеем Киселевым, удивляют качеством даже не архитектуры, а цивилизованности. Они кажутся стоящими не здесь, а иногда во Франции, иногда в Швейцарии, чаще – в Финляндии. У них есть такие элементы, которых у русских домов быть не может: ухоженные дворы, изящные газоны, аккуратные мощеные дорожки, подземные парковки, невозможные для России роскошные террасы и вестибюли. Это не московское качество жизни, это какой-то очень престижный, очень буржуазный квартал топ-менеджеров в старой европейской столице.

6
Офисное здание. Курсовой переулок, 2/4. 2000. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, К.Гладкий, И.Воронежский. Заказчик: ГлавУПДК

Эта среда монтируется с пластом той, старой, вымороченной. Дома, то ли неведомым образом пробравшиеся в списки памятников, то ли еще просто не пришедшие к аварийному состоянию и потому невыгодные для расселения, еще стоят. Их обитатели еще ходят по остоженским переулкам, походкой, взглядом, одеждой стремясь к максимальной незаметности, чтобы их никто не поймал и не выселил.

К этому добавляется еще один тип среды, образованный новым строительством лужковских моспроектов. Таких домов немного (главный – центр Галины Вишневской на Остоженке Михаила Посохина), но они необыкновенно активны, и, кроме того, поддержаны фланкирующим район храмом Христа и Петром Великим Церетели, являющимся в перспективе каждого переулка некоей местной остоженской Годзиллой.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна