|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре
VI-MMIII - 30.04.2003

2
Жилые дома. 1-й Обыденский переулок, 8-10. 1999. Архитектурное
бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, А.Гнездилов, Е.Копытова.
Заказчик: ООО «Банк и город»
Линию улицы Остоженки в принципе образовывали городские усадьбы, развивавшиеся
хозяйственной частью к реке. Городская усадьба –
сама по себе недоусадьба, большинство из них
разрушены (ближе к храму Христа – доходными
домами, ближе к Садовому кольцу – советским
строительством), и кроме дома Тургенева опознать
эти усадьбы можно только по вылезающим то тут,
то там странностям планировки. Зады этих усадеб
обрезала промышленная революция второй половины
XIX века – вместо выхода к реке образовалось фабричное дно. Но это фабрики по-московски – еще
не забывшие своего происхождения от мануфактур
(крупнейшая из них – Бутиковская), то есть без
признаков размаха кирпичного стиля Петербурга или
хотя бы стоящего напротив «Товарищества Эйнем –
Красного Октября» – производство, располагавшееся
в каких-то невозможных сараях едва что не вторичного кирпича, окрашенного историей в сурик
цвета подгнившего яичного желтка. Недоусадьбы
дополнились недофабриками с соответствующей
инфраструктурой – бараками для рабочих и питейными заведениями.

3
Жилой дом. 1-й Обыденский переулок, 12. 2002. ЗАО МТО «Архпроект», мастерская 8.
Архитекторы: В.Ходнев, Е.Костина, Е.Миненкова, А.Миненков.
Заказчик: ООО «Школа-студия детского творчества Пречистенские ворота»
В начале ХХ века сюда пришли доходные дома со слабовыраженной стилистической
принадлежностью. Строго говоря, у них не было
архитектурной формы, у них, как выяснила наука,
была морфология. Фасадом на улицу они изображали
собой правильный город, нечто вроде Петербурга в
районе Обводного канала. Дома выходили на красную
линию, вглубь вела подворотня проездной арки, за
ней, по идее, должен был располагаться двор-колодец. Однако там было нечто совсем другое –
тело дома быстро сходило на нет, образуя недодвор,
остаток недооформленной усадебной полянки с сараями и лабазами.
Эти недодоходные дома, спускаясь к реке, становятся все непритязательней, постепенно
приближаясь к барачной застройке. Набережная
служила идее хозяйственной, отсюда завозили дрова
и сюда сливали нечистоты. Вдоль нее забавно идти –
дома не могут разобраться, где у них перед, где зад –
половина выходят парадным фасадом не на набережную, а в переулок. Кстати, этот переулок, Курсовой,
на плане послепожарной Москвы называется Проектируемым и прям как стрела. На нем и по сию
пору сплошные изломы и повороты – яркий пример
того, что Корбюзье называл дорогой ослов.

4
Жилой дом. 1-й Обыденский переулок, 5-7. 2002. Архитектурное бюро
«Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, И.Вахонин.
Заказчик: ООО «ВСМ-III»
В принципе прогулка по такой территории способна привить пессимистический взгляд на
родную страну. Все это происходит в двух километрах
от Кремля, это должен был быть роскошный
фешенебельный район. Но, с другой стороны, сорокалетнее существование в условиях
оставленности строительством и даже ремонтной
активностью сообщило этому месту какую-то макабрическую прелесть. Так иногда смотрятся гетто
европейских городов, в которых среда странным
образом сочетает подлинность с некоторой зыбкостью
существования. Место порождает ощущение условности существующей реальности.

5
Офисное здание. 1-й Обыденский переулок, 3. 1999. Архитектурное бюро
«Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, М.Елизарова. Заказчик: ООО
«Капитал Груп»
Автор настоящего текста опирается не только на
собственные воспоминания (я родился в доме на углу
Бутиковского и Коробейникова переулков, пока еще
не снесенном), но и литературные источники. Роман
бывшего московского, а ныне лондонского философа
Александра Пятигорского «Философия одного переулка» (имеется в виду Обыденский переулок)
рисует это место (и едва ли не дом, где теперь
располагается мастерская «Остоженка») как некую
фантастическую дыру, прореху времени-пространства, попав в которую, герой по масонским
каналам оказывается в Лондоне. Это – пространство
вымороченного чуда, так, гуляя по кладбищу, проваливаются к антиподам. В воспоминаниях
другого русского философа и филолога Георгия
Лескисса на том месте, где теперь построен дом Юрия
Григоряна, происходят события не то чтобы столь
же фантастические, но и не обыденные – по улицам
каждый уик-энд ходят ученые медведи и кричат
«точу ножи-ножницы», а сам герой, подтверждая
сходство территории с венецианским гетто, каждое
темное утро плавает в школу на лодке – на ту
сторону Москвы-реки, в здание, уничтоженное строительством то ли ЦДХ, то ли «Президент-Отеля».
Что стало?
Остоженка сегодня поражает не меньше, чем десять
лет назад – тут смешиваются пласты, которые в
реальности не должны встречаться.
Дома, выстроенные Александром Скоканом, Юрием Григоряном, Сергеем Киселевым, удивляют
качеством даже не архитектуры, а цивилизованности. Они кажутся стоящими не здесь, а иногда во
Франции, иногда в Швейцарии, чаще – в Финляндии.
У них есть такие элементы, которых у русских домов
быть не может: ухоженные дворы, изящные газоны,
аккуратные мощеные дорожки, подземные парковки,
невозможные для России роскошные террасы и вестибюли. Это не московское качество жизни,
это какой-то очень престижный, очень буржуазный
квартал топ-менеджеров в старой европейской
столице.


6
Офисное здание. Курсовой переулок, 2/4. 2000. Архитектурное бюро
«Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, К.Гладкий, И.Воронежский.
Заказчик: ГлавУПДК
Эта среда монтируется с пластом той, старой,
вымороченной. Дома, то ли неведомым образом пробравшиеся в списки памятников, то ли еще просто
не пришедшие к аварийному состоянию и потому
невыгодные для расселения, еще стоят. Их обитатели
еще ходят по остоженским переулкам, походкой,
взглядом, одеждой стремясь к максимальной незаметности, чтобы их никто не поймал и не
выселил.
К этому добавляется еще один тип среды, образованный новым строительством лужковских
моспроектов. Таких домов немного (главный –
центр Галины Вишневской на Остоженке Михаила
Посохина), но они необыкновенно активны, и, кроме
того, поддержаны фланкирующим район храмом Христа и Петром Великим Церетели, являющимся
в перспективе каждого переулка некоей местной
остоженской Годзиллой.
<<вернуться далее>>
|
 |
|