|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Храм еще можно построить
III-MMII - 05.05.2002 Днепропетровская
Хоральная Синагога «Золотая Роза»
Аксонометрический
разрез зала
Это очень неравнодушная архитектура.
Портал буквально затягивает зал, от него
невозможно отвернуться. И вся эта затягивающая перспектива сходится в проем опять же
частных, камерных пропорций. По размеру
двери обычно понятно, ведет ли она в дом,
где собирается толпа, или же в частный,–
и это частный. Здесь – масштаб не толпы,,
а одного человека. Так что с этим величием
ты соотнесен один на один.
Переживания масштаба, движения
перспективы, структура пространства –
все это воспринимается вне смысла формы,
непосредственно, телом. Александр Дольник
с большим воодушевлением рассказывает о
символической программе своей композиции.
Столбы – колена Израилевы,, арки – книги
Моисеевы. Это воодушевление сначала трудно
разделить. Форма воздействует сама по себе,
а не тем, что она означает. Но когда его
слушаешь, то в какой-то момент понимаешь –
с архитектурной точки зрения самое интересное в этой программе не что что значит,
но что этот канон выдумал он сам.(Архитектура синагог в принципе лишена канона,
это не Храм – Храм разрушен,– а зал, и в
принципе он может выглядеть как угодно.)
Человек, выдумывающий канон, предъявляет к себе и к своей архитектуре очень жесткие
требования.
 |
План на уровне балкона |
План на уровне пола |
Он хочет, чтобы его архитектура была
истинной. Она не должна казаться эффектной
декорацией, которая манипулирует театральными эффектами.
Она не должна казаться
коллажем из цитат, который манипулирует
историческими прообразами. Она вообще не
должна казаться. Одна должна быть –
проявлением истинной структуры мироздания.
На этот образ работает прямолинейность
перспективы, каменные лучи, сходящиеся
в одну точку, материал (вся декорация
создана из одного гранита, обработанного
двумя различными способами),масштабные
отношения – все это архитектура, которая
не может быть другой, не знает категории
альтернативы.
Эта поэтика уже бесконечно далека от
постмодернизма, от игры, от цитатности.
Я бы даже сказал, что она выпадает из
расслабленного духа современности в целом –
это слишком серьезный жест. Скорее речь
должна идти о вневременном стремлении
соотнесения своей ситуации с чем-то высшим.
Я был потрясен этой архитектурой и пытаюсь
передать это потрясение. Поразительно, что
сегодня находится человек, который может
позволить себе выражать архитектурой свою
интуицию Бога.

Купольная ротонда,
предваряющая вход
в молитвенный зал
концепция
Синагога – модель миропорядка согласно
Ветхому Завету
метафора
Портал с Ковчегом – молящийся еврей
в таллесе (полосатая накидка) с тфилином
(кожаный футляр с фрагментом Священного
Писания)на лбу.
В центре композиции располагается Ковчег,
в котором хранится свиток Торы.
К Ковчегу ведет лестница из 6 проступей,
что соответствует 6 дням сотворения мира.
Над Ковчегом 5 арок – это 5 книг Моисея..
Арки покоятся на 12 столбах, это 12 колен
Израиля.
Из Ковчега исходят 26 лучей.
Цифра 26 на иврите означает имя Бога.
хронология
1800 – деревянный молитвенный дом
1833 – молитвенный дом уничтожен пожаром
1850 – каменная хоральная синагога
1929 – закрытие синагоги
1929 – клуб профсоюза швейников
1947 – Дворец культуры швейного объединения фабрики им.
М.М.Володарского
1996 – возврат здания еврейской общине
2000 – завершение реконструкции здания
с пристройкой общинного центра

Фойе перед входом в зал,
своеобразный нартекс
синагоги
проектная организация
ООО «Дольник и К
0»
руководитель авторского коллектива
Дольник Александр Теодорович
архитектор
Сидоренко Вячеслав Леонидович
конструктор
Прокуратов Юрий Александрович
дверь в ковчег изготовил скульптор
Френк Майслер
фотограф
Олег Литвинов
заказчик
Днепропетровская Еврейская община
The American Iewish Joint Distribution
Committee Inc.
проект – 1999
строительство 1999 – 2000
общая площадь – 3000 м2
<<вернуться
|
 |
|