приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Храм еще можно построить
III-MMII - 05.05.2002
Днепропетровская Хоральная Синагога «Золотая Роза»


Фасад только повторяет первоначальные формы классицизирующей эклектики, измененные в сталинское время при переделке под клуб. Исчезли башенки, изменена форма окон, подчеркнут руст

Но архитектура решительно сопротивляется этой вивисекции. Она воздействует непосредственно, без отсылок к первоисточникам – пластикой архитектурной формы.. Подход к днепропетровской синагоге никак не предвещает тех событий, которые поджидают тебя внутри. Архитектура синагог вообще редко впечатляет, к тому же днепропетровская – не из лучших. Да и длительная жизнь в качестве сталинского рабочего клуба не пошла ей на пользу. И даже когда входишь в спроектированное Александром Дольником фойе, ничего особенного не замечаешь. Есть, впрочем, два впечатления, которые стоит отметить. Одно – неархитектурное: имя архитектора обнаруживаешь в списке донаторов. Поскольку я обнаружил его там без помощи архитектора, то проникся к нему невольным уважением.


Разрез

Второе касается уже архитектуры – здесь достигнута гармония камерности и монументальности. Фойе кажется каким-то даже частным, но при этом из-за крупных членений стен выглядит очень торжественным. На мой глаз, приученный к тому, что торжественное камерным не бывает, это произвело впечатление. Это, однако же, не тема, но скорее прелюдия к теме – если бы не последующие события, ее можно было бы не заметить. Внутри молельного зала, однако, это же отношение разворачивается в нечто действительно нетривиальное.



Общий вид интерьера с балкона
Арка входа в хранилище Ковчега

Когда рассматриваешь проектные перспективы Александра Дольника, то очень ясно видно, насколько его архитектура «внесена» в зал, который практически не имеет к ней отношения. Есть алтарь (если пользоваться христианской терминологией, у евреев – Ковчег, или на иврите – Арон), есть место для молящихся, а остального – нет, остальное – белая пустота. Можно предположить, что это соответствует духу синагоги, которая, по сути, и есть нейтральное помещение, используемое для молитвы тогда, когда туда вносят священные предметы. С архитектурной же точки зрения возникает странный эффект, когда внутри одного пространства вдруг застаешь другое. Портал алтаря – гигантский. Он абсолютно не соответствует масштабу помещения, он может удержать площадь, а не скромный зал провинциального рабочего клуба. Но тем не менее он в этом зале находится, так что кажется, что в него вошло что-то несоизмеримо большое, бесконечно величественное и торжественное.

<<вернуться    далее>>


вверх

 Архив

     
 

05.05.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Храм еще можно построить

     
 

05.05.2002 III-MMII
Александр Соколов
Гармония выбора

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна