|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Храм еще можно построить
III-MMII - 05.05.2002 Днепропетровская
Хоральная Синагога «Золотая Роза»
Фасад только повторяет
первоначальные формы
классицизирующей эклектики, измененные
в сталинское время
при переделке под клуб.
Исчезли башенки, изменена форма окон, подчеркнут руст
Но архитектура решительно сопротивляется этой вивисекции.
Она воздействует
непосредственно, без отсылок к первоисточникам – пластикой архитектурной формы..
Подход к днепропетровской синагоге
никак не предвещает тех событий, которые
поджидают тебя внутри. Архитектура
синагог вообще редко впечатляет, к тому
же днепропетровская – не из лучших. Да
и длительная жизнь в качестве сталинского
рабочего клуба не пошла ей на пользу. И даже
когда входишь в спроектированное Александром Дольником фойе,
ничего особенного не
замечаешь. Есть, впрочем, два впечатления,
которые стоит отметить. Одно – неархитектурное:
имя архитектора обнаруживаешь в
списке донаторов. Поскольку я обнаружил
его там без помощи архитектора, то проникся
к нему невольным уважением.

Разрез
Второе
касается уже архитектуры – здесь достигнута
гармония камерности и монументальности.
Фойе кажется каким-то даже частным,
но при этом из-за крупных членений стен
выглядит очень торжественным. На мой глаз,
приученный к тому, что торжественное
камерным не бывает, это произвело
впечатление.
Это, однако же, не тема, но скорее
прелюдия к теме – если бы не последующие
события, ее можно было бы не заметить.
Внутри молельного зала, однако, это же
отношение разворачивается в нечто действительно нетривиальное.

Общий вид интерьера
с балкона
Арка входа в хранилище
Ковчега
Когда рассматриваешь проектные
перспективы Александра Дольника, то очень
ясно видно, насколько его архитектура
«внесена» в зал, который практически не
имеет к ней отношения. Есть алтарь (если
пользоваться христианской терминологией,
у евреев – Ковчег, или на иврите – Арон), есть
место для молящихся, а остального – нет,
остальное – белая пустота. Можно предположить,
что это соответствует духу синагоги,
которая, по сути, и есть нейтральное
помещение, используемое для молитвы тогда,
когда туда вносят священные предметы.
С архитектурной же точки зрения возникает
странный эффект, когда внутри одного
пространства вдруг застаешь другое. Портал
алтаря – гигантский. Он абсолютно не
соответствует масштабу помещения, он
может удержать площадь, а не скромный зал
провинциального рабочего клуба. Но тем
не менее он в этом зале находится, так что
кажется, что в него вошло что-то несоизмеримо большое,
бесконечно величественное
и торжественное.
<<вернуться далее>>
|
 |
|