|
|
Зарубежные новости
Григорий Ревзин
Урбанистика склероза
Даниэль Либескинд
IX-MMIII -
12.01.2004
Даниэль Либескинд. Фрагмент пола Башни Холокоста
в Музее еврейского народа в Берлине
Интерьер Башни Холокоста
В Берлине в Музее еврейского народа проходит выставка
Даниэля Либескинда, автора этого
музея и победителя конкурса на
реконструкцию WTC. Либескинд
долгое время относился к числу
архитекторов-концептуалистов, не
строящих, но производящих
манифесты и выставки. Последние
до сих пор кажутся едва ли не самыми принципиальными его произведениями. Отчасти это напоминает
выставки наших бумажников. Предыдущая выставка Либескинда состоялась в 1997 году в Нидерландском архитектурном институте (NAI) (для нее по проекту Ove
Arup была изготовлена в сущности
новая металлическая галерея,
вставленная в анфиладу NAI)
и она явилась своеобразной
репетицией пространств Музея.
Нынешняя выставка в этом не
нуждается, она уже расположена в
пространстве Либескинда. Но она
не менее концептуальна – она показывает, что такое для Либескинда город.
Музей еврейского народа. «Путь изгнания»
Лестница в экспозицию
На входе в экспозицию вам настоятельно предлагают аудио-гид с
наушниками, и если вы отказываетесь, вам его все равно дают.
Работает это устройство следующим образом. К традиционным
макетам и очень небольшому
количеству проектной графики
Либескинд добавил большие
экраны, где он сам дает разнообразные интервью. Рядом с концептуальными графическими
композициями, изображающими
броуновское движение черточек и
точек, он рассказывает про Демокрита и Парменида, рядом с проектом реконструкции Потсдамер-Платц – ходит, размахивая руками, по тогда еще пустырю Потсдамер-плац, рядом с проектом WTC –
стоит над дырой Ground Zero и ласково туда поглядывает. При этом
пока ты не подойдешь к экрану –
он пустой и голос не слышен,
экранный Либескинд оживляется,
только когда ты подходишь ближе
с антеннкой своего аудио-гида.
Если тебе надоело его слушать,
и ты отходишь на некоторое
расстояние, он замолкает.
Но не все так просто, потому что
если замолк один Либескинд, то
включается другой, с соседнего
экрана, и бойко, напористо разговаривает. А стоит отпрыгнуть
назад, и тебе в спину просыпается
первый. Сначала это воспринимается с интересом, но постепенно
начинаешь испытывать чувство
зашуганности либескиндами.
Выключить гид нельзя, можно только снять наушники, но это
мало помогает, потому что в таком
случае он, Либескинд, болтает
с экрана и машет оттуда руками
беззвучно, приобретая известное
сходство с Чарли Чаплином. Все
пространство выставки оказывается заполнено обрывками его
слов и жестов, как будто очень
одинокий, по-видимому, человек
бегает вокруг тебя кругами, то
заскакивая вперед, то выныривая
из-за плеча, и все время норовит
рассказать что-то самое главное.
С трудом, ощупью удается найти
зигзагообразную траекторию, в
которой антеннка не дотягивается
до уловительного устройства, и
Либескинд спит. Шаг влево, шаг
вправо – он опять за свое.
далее>>
вверх
|
|
|