приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Чем обеспечены два евроцента
IV-MMII - 30.09.2002

Башня «Антонеллиана» (Национальный музей кино)
Турин, Италия
Реконструкция, 2000
Джанфранко Грителла (Gianfranco Gritella), Франсуа Конфино (Francois Confino)

Готический шпиль с классическим домиком в основании, огромный купол на двухъярусной колоннаде – синтетический стиль второй половины XIX века, и к тому же технологический эксперимент, гибрид камня и металла – среди знаменитых башен Италии «Антонеллиана» единственная в своем роде

Новые европейские деньги определили новый шорт-лист базовых европейских ценностей – те, которые изображены на купюрах и монетах. Два итальянских евроцента урашены туринской башней «Антонеллиана». Сначала это даже странно – в Италии немало куда более известных башен, начиная с Пизанской. Но выбор пал на туринскую – возможно, потому, что к своему попаданию на европейскую «двушку» башня была полностью реконструирована.

На новых европейских деньгах – монете в два итальянских евроцента — изображена башня «Антонеллиана». Это бывшая синагога, уже более ста лет – визуальный символ Турина. После реконструкции она получила новую функцию, теперь это Музей кино

Туринская башня – здание-эксперимент. Она строилась как синагога – постройкой самой высокой башни еврейская община Турина решила отметить дарование ей гражданских прав и свободы вероисповедания. В 1863 году проект здания был заказан Алессандро Антонелли. Желание еврейской общины совпало со стремлением европейской архитектуры второй половины XIX века бросить вызов небесам, основываясь на новых достижениях технического прогресса. По проекту Антонелли было построено купольное здание высотой более 160 метров, с применением оригинальной каркасной системы, сочетавшей металлические и каменные части конструкции, – диковатый гибрид строительной техники XVIII столетия с инженерией ХХ (в 1930-е годы здание пришлось укреплять железобетонными фермами, конструкция Антонелли не выдерживала).

Окончательный проект башни Антонелли. На момент проектирования были все основания считать, что это будет самое высокое здание в Европе

Так или иначе, дерзкая итальянская лестница в небо получилась. Но, к несчастью, здание было закончено только в 1889 году, когда в Париже уже появилась Эйфелева башня. Французы вырвались вперед, отобрав у туринцев честь первооткрывателей новой эпохи невиданных архитектурных аттракционов. Поскольку стремление ввысь было главным, здание получилось не слишком удобным. Эксплуатируемый уровень начинается на высоте в 5 метров – здесь были расположены школа и залы для собраний. На уровне 10 метров располагается подкупольный молельный зал, а галереи для женщин – на уровне 15 метров. Закрытая фашистами, синагога после войны уже не возродилась. Осталась гигантская башня – символ Турина, – внутри которой располагалось огромное пространство с экстремальными характеристиками (высота подкупольного пространства – 70 метров). Найти ему новую функцию не удавалось. Турин в свое время являлся главным центром развития итальянского кинематографа (до того, как Муссолини решил устроить свой Голливуд – Чинечитту). В недавнее время город оказался наследником одного из крупнейших европейских собраний по истории кино – Турину была завещана коллекция Марии Адрианы Проло, которая мечтала, чтобы десятки тысяч ее раритетов были размещены именно в этом здании.

Планы синагоги: план главного зала; план по уровню первого этажа

Так возник туринский Музей кино, открывшийся в прошлом году. Проект реконструкции подготовлен Джанфранко Грителлой, в роли музейного дизайнера выступил Франсуа Конфино. Сделать музей кино бесконечно трудно. Собственно, единственным настоящим музеем кино может быть только кинозал. Это искусство пребывает в своем, законченном времени и потому музеефикации не поддается – его не пришпилишь булавкой к стене. Можно создать экспозицию по его истории, но невозможно что-то рассказать о нем, заменив чем-то другим – фотоотпечатками с избранных кадров, проекциями отдельных изображений. Все это будет только напоминанием о кино, и то при условии изначального знания этих фильмов, иначе не сработает. От зрителя здесь требуется гораздо большая степень подготовленности, чем в художественном музее, так как он не сможет все понять на месте, он занят не познаванием, а узнаванием. Ему нужно помочь, разбудить память, воображение, ассоциации. Нужно поместить его в особое пространство, так, чтобы он ощутил себя внутри некой «нереальности». Кино – это техника, творящая мираж, две эти составляющие невозможно воспринимать одновременно, но вся интрига именно в этом. Там, где мираж, архитектура не нужна – нужно просто темное помещение. Остается апеллировать к технической составляющей, рифмуя ее с такой же темой архитектуры.

Система переходов-рамп, спроектированная Джанфранко Грителлой, диктует новый способ передвижения внутри гигантского подкупольного пространства

Грителла и Конфино акцентировали инженерный аспект башни, усилили производственные мотивы. Музей организован следующим образом. Из нового входного вестибюля, расположенного на несколько метров ниже уровня земли, посетитель может подняться на следующий этаж, полностью затемненный, отведенный под экспозицию всевозможных волшебных фонарей из предыстории кино, а оттуда подняться в главный зал. Либо можно воспользоваться остекленным лифтом и попасть сразу в бельведер или на уровень 18 метров, откуда, осматривая экспозицию, посвященную производству кино, по системе рамп начать спуск. Кессоны железобетонных ферм трактованы как кадры кинопленки, обнаженные конструкции должны создавать ощущение павильона – кинематограф как технологический процесс. В главном зале посетителя ждет ряд «капелл»: «анимация», «абсурд», «хоррор», «вуайеризм», «экспериментальное кино», «зеркала», «истина/ложь» и т. д.

Сценограф Франсуа Конфино создал экспозицию по принципу пространственного видеоклипа

Перемещение внутри этого пространства настолько необычно, что визуальные образы соединяются друг с другом как бы без «мест», «залов», в которых они расположены. Образы произвольно соединяются друг с другом в напряженном пространстве таинственной инженерии. Грителла создает резкие контрасты больших и маленьких, светлых и темных пространств, экстремальность переходов подчеркивает невероятно активная, на грани китча, сценография Франсуа Конфино. Все это напоминает пространственный видеоклип, обрушивающийся на зрителя сверху вниз, с семидесятиметровой высоты бельведера до темного зала волшебных фонарей.

Клип далек от кино. Настоящего ценителя кино попытка заменить его архитектурой не убеждает. Но это весьма современно и позволяет перемешать все возможные образы в процессе тотального монтажа, не слишком заботясь об их сочетаемости. И кроме того, выполняет главную, хотя и не артикулируемую цель реконструкции. Чем, собственно, должен быть визуальный символ Турина, путь к которому указан каждыми двумя центами? Аттракционом – и эту функцию музей выполняет. Глядя на эту башню снаружи, никак нельзя заподозрить, что у нее внутри.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

30.09.2002 IV-MMII
Башня «Антонеллиана» (Национальный музей кино)
Турин, Италия
Джанфранко Грителла (Gianfranco Gritella), Франсуа Конфино (Francois Confino)

   

30.09.2002 IV-MMII
Зиммеринг, Вена, Австрия
Жан Нувель (Jean Nouvel)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Государственная пинакотека Сан-Паулу, Бразилия
Пауло Мендес да Рока (Paulo Mendes da Rocha)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна