приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Античная подноготная
IV-MMII - 30.09.2002

Государственная пинакотека Сан-Паулу
Сан-Паулу, Бразилия
Реконструкция, 2000
Пауло Мендес да Рока (Paulo Mendes da Rocha)

Октагональная башня, заложенная по проекту де Азеведо, но недостроенная. Да Рока сделал ее центральным помещением музея

В 2000 году премия фонда Миса ван дер Роэ (Mies van der Rohe foundation) была присуждена бразильцу Пауло Мендес да Рока за реконструкцию здания Государственной пинакотеки в Сан-Паулу. Премия Миса ван дер Роэ для латиноамериканских архитекторов учреждена фондом в 1998 году в Барселоне, присуждается раз в два года зданию, построенному в Латинской Америке. Единственный приз составляет 50 000 евро. Требования: «...выдающийся и аутентичный дизайн, подлинно новаторский характер, высококачественная реализация».

План по уровню второго этажа; в основании октагональной башни разместилась аудитория

Здание Пинакотеки – трехэтажное неоклассическое здание-каре с внутренним двором, ризалитом и порталом на главном фасаде – было построено на рубеже XIX и XX веков по проекту архитектора Рамоса де Азеведо. Это был характерный музей XIX века – строгих классических форм, с анфиладной системой залов, – где старые шедевры были помещены в среду им соответствующую, то есть имитирующую античную. Античность, по законам науки об искусстве того периода, воссоздавалась при помощи археологического подхода – колонны должны выглядеть так, как они выглядели в V веке до н.э., и т.д. То, что бразильцы решили придать всему этому «подлинно новаторский характер», пусть даже и руководствуясь целью расширения площадей, – поразительный факт, сравнимый с тем, как если бы из ГМИИ им. Пушкина вынесли коллекцию, переделали интерьер до неузнаваемости, а потом занесли бы все слепки обратно. Здесь вместо старой пинакотеки возник совершенно иной музей, и это можно объяснить только желанием бразильцев обратить мировое внимание на свой культурный радикализм – напомним, что в Сан-Паулу проводится биеннале современного искусства, претендующая на конкуренцию с Венецианской.

Продольный разрез; через внутренние дворы, ставшие музейными залами, перекинуты мостики. Поперечный разрез

Реконструкция да Рока почти не затронула внешний облик здания. Тем удивительнее внутренняя метаморфоза. Да Рока поменял главную ось с поперечной на продольную, переместив вход с главного фасада на боковой. Дворы перекрыты новой стеклянной кровлей, что превратило их в музейные залы. Через два симметричных двора-патио перекинул металлические мостики. В центральном дворе находится основание восьмиугольной башни, заложенной по проекту де Азеведо, но недостроенной. Да Рока увидел здесь кульминацию внутренних пространств здания и сделал центральное помещение музея, вокруг которого организованы все остальные. Вместо последовательного линейного движения по анфиладе – неожиданные пространственные приключения. Да Рока снял штукатурку со стен заловпатио. Главной темой интерьера стал контраст голой кирпичной кладки с оштукатуренными частями. (Инверсия темы снаружи – оштукатуренный портал на кирпичном фасаде, выставленная «отреставрированная» деталь вместо вывески.) Повсюду в кладке следы ее функциональной работы – отверстия, оставленные снятыми перекрытиями и облицовкой. Все это сродни археологии, когда снимаются все позднейшие наслоения. Только здесь это мистификация, или, скорее, театрализация.

Государственная пинакотека Сан-Паулу после реконструкции; традиционное музейное здание XIX века превратилось в совершенно иную по смыслу структуру – посреди современного мегаполиса теперь стоит античная руина

Многочисленные следы не совсем понятно чего создают ощущение, что здесь что-то происходило, но теперь уже неизвестно, что. Ощущение столь сильное, что музейный интерьер не воспринимается как нейтральный, но, наоборот, как крайне напряженный и драматичный. Бронзовые скульптуры экспозиции начинают участвовать в этом спектакле – как будто они изначально связаны с этим зданием и были найдены здесь же, и «Умирающий галл» пострадал оттого же, отчего и здание превратилось в руину. Эти героические выщербленные кирпичные стены становятся похожими на термы Каракаллы, как будто это римские развалины посреди Сан-Паулу, бразильская античность.

Кирпичная кладка стен части залов обнажена, и в ней остались следы от перекрытий и облицовки

С одной стороны, металлические мостики-переходы похожи на связи, конструктивные стяжки, как будто здание – само по себе музейный экспонат, законсервированная руина. С другой – новые вставки подчеркнуто инородны, как бы нарушают правила игры в руину. Да Рока вводит металл там, где, наверно, любой архитектор Старого Света сделал бы стекло, которое в соединении со старой кладкой работает как музейная витрина. Не только мостики, но и перила, и винтовая лестница – медные, их модернистская экспрессия тоже задействована в драматической пьесе.

Металлические мостики, перекинутые через бывшие патио. Там, где в Европе принято применять стекло, у да Рока – медь

Результат дает ответ на вопрос, зачем вообще все это было затеяно. Да Рока пишет, что первоначальной его идеей при разработке проекта было конструирование городской среды и он хотел больше открыть здание в город. Способом этого включения в город стало превращение здания прошлого века в древнеримскую руину. Он создал другую античность, не научно-реставраторскую, а героически-руинированную, с выломанными перекрытиями и обнаженными фактурами. В начале нового века такая античность кажется гораздо более убедительной. Удивительно, что образ музея удалось преобразить в полностью противоположный по смыслу. Классическая постройка, которой едва исполнилось сто лет, загримированная (точнее, разгримированная) «под руину», выглядит так, как если бы она действительно была археологическим объектом.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

30.09.2002 IV-MMII
Башня «Антонеллиана» (Национальный музей кино)
Турин, Италия
Джанфранко Грителла (Gianfranco Gritella), Франсуа Конфино (Francois Confino)

   

30.09.2002 IV-MMII
Зиммеринг, Вена, Австрия
Жан Нувель (Jean Nouvel)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Государственная пинакотека Сан-Паулу, Бразилия
Пауло Мендес да Рока (Paulo Mendes da Rocha)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна