|
|
Зарубежные новости
Фаст-фуд-храм VIII-MMIII -
29.11.2003
Ресторан
Пасадена, Калифорния, США, 2001
Питер Толкин и Джон Байрам (Peter Tolkin, John R.Byram)
Ресторан Saladang Song, вид от ворот ограды. Вы ступаете
на «священную» территорию, внутри которой укрыт храмик
Недалеко от Лос-Анджелеса, в весьма фешенебельном городе
Пасадена построено здание в стиле ориентализирующего Ар
Деко – тайский ресторан «Saladang Song». Первый же большой реализованный проект принес своим
авторам известность и входит сейчас во все путеводители по
городу. Прямоугольный участок 52 х 18 м с севера и востока обнесен
монолитными пилонами высотой 6.70 м и шириной 1.30
– 1.80 м, промежутки между ними заполнены стальными
перфорированными панелями. Они ограждают большой двор,
внутри которого расположен сам ресторан, южная стена двора
сплошная, западная образована рестораном. Ресторан состоит из
зала, кухни, офиса и квартиры хозяйки в пентхаусе. Конструкция
здания – стальная рама, внизу она застеклена, вверху в нее
с отступом от несущей балки вставлены бетонные панели.
Вид от дверей ресторана во дворик. Укромное пространство
восточного колорита. Интерьер ресторана. Тема «плотность\проницаемость»
разыграна и внутри, но по-другому – за счет атектоники
стены
Ресторан расположен на подъезде к городу, на одной
из самых оживленных улиц, окружают его торговые и
промышленные сооружения. Так что функционально это ресторан
у автострады, попросту говоря, придорожный фаст-фуд. Типология
здания вне плотной городской среды, вне ее эстетических и
пространственных ограничений – обычно такая свобода
порождает малохудожественные объемы, завлекающие своими
возможностями, но не видом. Здесь вместо ангара на обочине
– восточный храмовый комплекс.
Ограда и ворота. Едва ли можно догодаться, что за ними –
придорожная закусочная.
Ограда комплекса, вид с севера. За счет найденного пропорционального
соотношения пилонов и заполнений, получилась стена-экран, прозрачная и
неприступная одновременно
Прежде всего ограда. Благодаря пропорциям из стены получились
пилоны, массивные, но держащие ритм. Промежутки между ними
заполнены проницаемыми металлическими орнаментальными
панно. Получается стена-экран, балансирующая между неприступностью и прозрачностью, брутальностью и утонченностью.
Очень простой план – прямоугольник в прямоугольнике. Но в
результате возникает некая сакральная территория, внутри
которой укрыт храмик, у которого, в свою очередь, есть атриум
(обеденный зал) и за ним святилище (кухня). На очень небольшом
участке созданы разнообразные среды – ворота, площадь, улица
– древнее, церемониальное чередование пространств. Игра
теней, отбрасываемых стальными панелями (декоративные мотивы
были вдохновлены тайскими тканями, все рисунки разные),
движущихся по замощению двора, стенам ресторана в течение дня
– и больше уже никакого декора не нужно, и так впечатление
дворцовое. Крышу ресторана собираются засадить растениями,
и тогда это будет настоящий оазис, сады Семирамиды. Есть, впрочем,
нюансы, уводящие от иератического восточного ощущения.
Храмик-ресторан атектоничен и чуть сдвинут с центральной оси
комплекса, иначе все бы смахивало на какой-нибудь мавзолей
династии Цинь.
Продольный разрез; поперечный разрез комплекса. План
второго этажа, в пентхаусе – квартира хозяйки. План по
нулевой отметке
Ворота, площадь, улица – на очень небольшой площади созданы
разнообразные, архетипические среды
Один из авторов, Питер Толкин, учился архитектуре в Лос-Анджелесе, потом в Нью-Йорке,
некоторое время работал в офисе Фрэнка Гери, потом в
Швейцарии. Едва ли можно было предположить, что из такой
профессиональной биографии родится подобный проект, тем
не менее Толкин выступил здесь со вполне независимым
творческим высказыванием. Его работа – стилистически очень
характерный американский Ар Деко. Пилонада в сочетании с
металлом, испещренным строго геометризованным восточным
орнаментом, технически виртуозное исполнение деталей (стальные
панели вырезались по новейшим лазерным технологиям),
горизонтальный пропорциональный строй, обыгрывание
контрастов – тяжести материала и легкости декора, западного
комфорта и восточной неги, индустриальности и экзотики.
К тому же, идея демократичной роскоши, придорожная закусочная
«de luxe». Здесь, в Калифорнии, в Лос-Анджелесе и его окрестностях,
находится масса хрестоматийных памятников американского Ар
Деко, формально настолько схожих с проектом Толкина и
Байрама, что невольно возникает мысль о средовом феномене, к
тому же Толкин – из Пасадены. Как будто речь идет о каком-то
«Art Deco survival». Конечно, это слишком хорошо, чтобы быть
правдой, но этот прекрасный проект – достойный памятник
архитектурному золотому веку Калифорнии.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|