приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Вторичный продукт
VIII-MMIII - 29.11.2003

Частный дом
Лондон, Великобритания, 2001
Сара Уигглзуорс и Джереми Тилл (Sarah Wigglesworth, Jeremy Till)

 

Общий вид дома с юго-западной стороны. Справа – линия железной дороги, вокруг застройка лондонского рабочего квартала

Такой дом архитектор может построить только себе самому – так по крайней мере спокойнее думать, сдерживая свой инстинктивный обывательский испуг при виде этого сооружения. Оно и стоит в самом неподходящем, гиблом месте, «куда машины приезжают умирать» – в рабочем районе Лондона, в конце маленькой улочки, впритык к оживленной линии железной дороги. Впрочем, русскому человеку как раз этот момент, как ни комично, вполне понятен – вместо чистого удивления поначалу срабатывает специфическое российское узнавание, привычка встречать в провинции, вблизи свалок, вдоль железнодорожных путей, хибары, слепленные «из чего Бог послал». В Англии такая картинка выглядит еще более трогательно.

План второго этажа; генеральный план; поперечный разрез; продольный разрез дома

А на самом деле – это один из самых знаменитых в Англии современных домов, его авторов называют не иначе как «восходящими звездами британской архитектуры». Сару Уигглзуорс «Sanday Times» в 1998 году назвала в числе трех британских архитекторов, которые «...в течение следующих 10 лет будут оказывать наибольшее влияние в своей сфере». Ее публикуют и выставляют везде, она читает лекции, председательствует в жюри премии Джейн Дро, присуждаемой «за разнообразие и содержательность архитектуры». Работает в соавторстве с Джереми Тиллом, и вместе они обладатели стипендии Фулбрайта и авторы книги «Повседневность и архитектура». Но отчасти Сара своего рода вторая Заха Хадид, несмотря на шумную известность теоретика, реальных построек у нее пока немного. Ее собственный дом – самый заметный ее реализованный проект, не просто дом-концепт, а дом-манифест.

Для его создания потребовалось 350 рисунков и 30 месяцев строительства, большинство из которых авторы прожили в вагончике на участке, пристально наблюдая за ходом работ. Дом расположен на прямоугольном участке, имеет Г-образный план, включает в себя офисную и жилую части и даже библиотечную башню; один корпус расположен вдоль железнодорожных путей (это офисная часть), другой перпендикулярно ему, вдоль сада (это жилая зона). О доме говорят как об изобретательном творении «эко-архитектуры», то есть когда все сделано из подручных средств, материалов, вторично использованных или не применяющихся в строительстве. Юго-восточный фасад, обращенный к железной дороге, сложен из мешков со смесью песка, извести и цемента, из которых пробивается травка; наличники окон сделаны из старых шпал, найденных неподалеку. Вопрос с шумоизоляцией блестяще решен. Фасад опирается на бетонные столбы, окруженные габионными сетками с наполнением из вторично использованного колотого бетона. Над каждым габионом помещен ящик с металлическими спиралями, гасящими вибрацию от бесконечных поездов. На торцах и фасаде, обращенном в сад, корпус обит стекловолокном и обтянут силиконовым полотном на заклепках, вид совершенно как у стеганого одеяла.

Фрагмент стены с наполнением из саломы
Фасад, обращенный к железной дороге. Шум гасится мешками с песком, вибрация – спиралями, спрятанными над габионами. Фасад неожиданно тектоничен и очень напоминает классический руст

Еще одна достопримечательность – часть стен жилого корпуса сделана из соломы, так что почти официальное название этого дома «The Straw House», «соломенный дом». Между деревянными стойками солома уложена в скирды, и теплоизоляционный эффект втрое превысил даже строгие английские нормы, так что зимой достаточно одной дровяной печи; снаружи солома закрыта прозрачным пластиком и гофрированным металлом. Плюс плоская крыша, которая со временем превратится в луг, плюс подземные резервуары на 6000 литров дождевой воды для его полива, плюс солнечные батареи – и внешне хаотичная постройка предстает продуманнейшей структурой, серьезной, технологичной, экономичной. На этом чудеса не заканчиваются, в этом доме они не закончатся никогда, и это было заложено в проекте. Потому что главные герои Уигглзуорс – время, неуловимое в его бесконечной изменчивости, а также повседневность, понимаемая как некая большая длительность. Дом никогда не будет завершен, и вид его все время будет изменяться: мешки исчезнут, цемент схватится, трава вырастет, и это будет уже совсем другой фасад, ткань отстегнут и обобьют стену чем-нибудь другим, новые потребности повлекут новые пристройки, и так далее. Логично поэтому, что дом имеет вид крестьянской усадьбы, у которой есть каменный дом, сенной сарай, еще какие-то постройки вокруг двора, соединенные между собой. Хоть это и некая игра – для создания крестьянского подворья не стоило все так усложнять, а здесь много формальных «фишек».

Стена из соломы. Солома уложена в скирды и закрыта снаружи прозрачным пластиком и гофрированным металлом, теплоизоляция втрое превысила норму. А еще это похоже на сенной сарай во дворе крестьянской усадьбы

Стальная ограда, заплетенная ивняком, скирды соломы, помещенные в пластиковую витрину, куски бетона, схваченные сетками, мешки, еще не превратившиеся в камни – наблюдения за поведением материалов в необычных условиях. Самое интересное, что в результате эксперимента материалы начинают вести себя классично – фасад из габионов и мешков материален и тектоничен, он напоминает руст, а со временем претендует выглядеть как руина, обросшая зеленью.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

29.11.2003 VIII-MMIII
Ресторан
Пасадена, Калифорния, США, 2001
Питер Толкин и Джон Байрам (Peter Tolkin, John R.Byram)

   

29.11.2003 VIII-MMIII
Частный дом
Лондон, Великобритания, 2001
Сара Уигглзуорс и Джереми Тилл (Sarah Wigglesworth, Jeremy Till)

   
 

29.11.2003 VIII-MMIII
Учебный центр (Said Business School)
Оксфорд, Великобритания, 2001
Джереми Диксон, Эдвард Джонс (Jeremy Dixon, Edward Jones)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна