|
|
Зарубежные новости
Вторичный продукт VIII-MMIII -
29.11.2003
Частный дом
Лондон, Великобритания, 2001
Сара Уигглзуорс и Джереми Тилл (Sarah Wigglesworth, Jeremy
Till)
Общий вид дома с юго-западной стороны. Справа –
линия железной дороги, вокруг застройка лондонского рабочего квартала
Такой дом архитектор может построить только себе самому
– так по крайней мере спокойнее думать, сдерживая свой инстинктивный обывательский испуг
при виде этого сооружения. Оно и стоит в самом неподходящем,
гиблом месте, «куда машины приезжают умирать» – в рабочем
районе Лондона, в конце маленькой улочки, впритык к оживленной
линии железной дороги. Впрочем, русскому человеку как раз этот
момент, как ни комично, вполне понятен – вместо чистого удивления поначалу срабатывает специфическое российское узнавание,
привычка встречать в провинции, вблизи свалок, вдоль железнодорожных путей, хибары, слепленные «из чего Бог послал». В Англии
такая картинка выглядит еще более трогательно.
План второго этажа; генеральный план; поперечный разрез;
продольный разрез дома
А на самом деле – это один из самых знаменитых в Англии
современных домов, его авторов называют не иначе как «восходящими звездами британской
архитектуры». Сару Уигглзуорс «Sanday Times» в 1998 году
назвала в числе трех британских архитекторов, которые «...в
течение следующих 10 лет будут оказывать наибольшее влияние
в своей сфере». Ее публикуют и выставляют везде, она читает
лекции, председательствует в жюри премии Джейн Дро, присуждаемой «за разнообразие и
содержательность архитектуры». Работает в соавторстве с Джереми
Тиллом, и вместе они обладатели стипендии Фулбрайта и авторы
книги «Повседневность и архитектура». Но отчасти Сара своего рода
вторая Заха Хадид, несмотря на шумную известность теоретика,
реальных построек у нее пока немного. Ее собственный дом
– самый заметный ее реализованный проект, не просто дом-концепт, а дом-манифест.
Для его создания потребовалось 350 рисунков и 30 месяцев
строительства, большинство из которых авторы прожили в
вагончике на участке, пристально наблюдая за ходом работ. Дом
расположен на прямоугольном участке, имеет Г-образный план,
включает в себя офисную и жилую части и даже библиотечную
башню; один корпус расположен вдоль железнодорожных путей
(это офисная часть), другой перпендикулярно ему, вдоль сада
(это жилая зона). О доме говорят как об изобретательном творении
«эко-архитектуры», то есть когда все сделано из подручных
средств, материалов, вторично использованных или не применяющихся в строительстве. Юго-восточный фасад, обращенный
к железной дороге, сложен из мешков со смесью песка, извести
и цемента, из которых пробивается травка; наличники окон
сделаны из старых шпал, найденных неподалеку. Вопрос с шумоизоляцией блестяще решен. Фасад
опирается на бетонные столбы, окруженные габионными сетками
с наполнением из вторично использованного колотого
бетона. Над каждым габионом помещен ящик с металлическими
спиралями, гасящими вибрацию от бесконечных поездов. На торцах и
фасаде, обращенном в сад, корпус обит стекловолокном и обтянут
силиконовым полотном на заклепках, вид совершенно как у стеганого одеяла.
Фрагмент стены с наполнением из саломы
Фасад, обращенный к железной дороге. Шум гасится
мешками с песком, вибрация – спиралями, спрятанными
над габионами. Фасад неожиданно тектоничен и
очень напоминает классический руст
Еще одна достопримечательность – часть стен жилого корпуса
сделана из соломы, так что почти официальное название этого дома
«The Straw House», «соломенный дом». Между деревянными
стойками солома уложена в скирды, и теплоизоляционный
эффект втрое превысил даже строгие английские нормы, так
что зимой достаточно одной дровяной печи; снаружи солома
закрыта прозрачным пластиком и гофрированным металлом.
Плюс плоская крыша, которая со временем превратится в луг,
плюс подземные резервуары на 6000 литров дождевой воды
для его полива, плюс солнечные батареи – и внешне хаотичная
постройка предстает продуманнейшей структурой, серьезной,
технологичной, экономичной. На этом чудеса не заканчиваются,
в этом доме они не закончатся никогда, и это было заложено в
проекте. Потому что главные герои Уигглзуорс – время, неуловимое
в его бесконечной изменчивости, а также повседневность,
понимаемая как некая большая длительность. Дом никогда не
будет завершен, и вид его все время будет изменяться: мешки
исчезнут, цемент схватится, трава вырастет, и это будет уже совсем
другой фасад, ткань отстегнут и обобьют стену чем-нибудь другим,
новые потребности повлекут новые пристройки, и так далее.
Логично поэтому, что дом имеет вид крестьянской усадьбы, у
которой есть каменный дом, сенной сарай, еще какие-то
постройки вокруг двора, соединенные между собой. Хоть это и некая
игра – для создания крестьянского подворья не стоило все так усложнять, а здесь много формальных
«фишек».
Стена из соломы. Солома уложена в скирды и
закрыта снаружи прозрачным пластиком и гофрированным металлом, теплоизоляция втрое превысила норму.
А еще это похоже на сенной сарай во дворе крестьянской усадьбы
Стальная ограда, заплетенная ивняком, скирды соломы,
помещенные в пластиковую витрину, куски бетона, схваченные сетками, мешки, еще
не превратившиеся в камни – наблюдения за поведением
материалов в необычных условиях. Самое интересное,
что в результате эксперимента материалы начинают вести себя
классично – фасад из габионов и мешков материален и тектоничен,
он напоминает руст, а со временем претендует выглядеть
как руина, обросшая зеленью.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|