приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Владимир Седов
Валенсия – идеальный город
IX-MMIII - 12.01.2004

 

Фернандо Кановас
 Эскиз композиции на торце дома в старой части Валенсии
Часть проекта Solar

Слава у биеннале в Венеции и даже у биеннале в Стамбуле уже прочная, и потому за этими выставками следят внимательно, их не пропускают. А в Валенсии в 2003 году, с июня по сентябрь, проходила только вторая художественная биеннале, о которой еще мало кто слышал у нас, хотя организаторы валенсийского проекта и утверждают, что на Западе счет упоминаний об этом событии доходит до астрономических величин. Прежде всего – несколько слов о Валенсии, о городе, где биеннале проводится. Город приморский, южный и очень старый, еще римский, но римского ничего не видно, только какие-то кусочки в музеефицированных раскопках. Римлян сменили вестготы, но и от них осталась только одна крипта с захоронением неподалеку от собора. Выгнав вестготов, в Валенсии надолго утвердились мавры. Потребовались геройские подвиги, чтобы в 1238 году отнять Валенсию у мавров. От последних тоже ничего материального не осталось, а вот в XIV – XV веках го- род пережил настоящий расцвет. Дело в том, что в это время королевство Арагон с присоединенным к нему графством Каталонией, а также Валенсией, Балеарскими островами и Неаполем, составляло одну из важнейших сил во всем Средиземноморье. В этом пестром, но очень сильном образовании Валенсия играла не последнюю роль: при завоевании город и его обширная область были выделены в особое королевство, входившее в состав владений арагонского короля, что, конечно, давало определенную силу местной знати, а кроме того, здесь были и стоянка военных кораблей, и большой торговый порт, и центр земледелия (земли вокруг носят название «уэрта»), и пункт транзитной торговли. Отсюда и великолепные готические храмы, и дворцы, и Лонха (шелковая биржа), и мощные укрепления, от которых сохранились двое ворот с башнями по бокам. Открытие Америки переместило центры навигации и торговли к югу Испании, но особый статус у Валенсии оставался и в Новое время, давая возможность культуре города сохранять оттенок, отличающий ее от культуры Мадрида или Барселоны.

Этот оттенок своеобразия и вольности Валенсия сохранила и поныне и даже приумножила его, сыграв на своей лояльности по отношению к мадридскому центру на фоне сепаратистских веяний в большой и богатой Барселоне. Все только и говорят о том, что в Барселоне не все ладно с ее каталонским языком и каталонским сепаратизмом, тогда как в Валенсии с ее валенсийским языком и отсутствием сепаратизма все очень хорошо: город богатеет (я был в нем 5 лет назад, и он действительно изменился в сторону видимого достатка), в нем развивается производство, в нем десятки музеев и очень деятельное Министерство культуры. Город известен и как центр современной архитектуры, как конкурент Бильбао, где лишь один объект поставлен Фрэнком Гери, тогда как в Валенсии местный уроженец и мировая звезда Сантьяго Калатрава уже поставил с полдюжины интригующих своими формами зданий-объектов.

Мануэль Гауза
Проект для Социополиса

В этом городе с готическими и барочными колокольнями старых кварталов, с тремя линиями метро для 800 тысяч жителей, с осушен- ной долиной коварной реки Турия, через которую перекинуты старые и новые мосты, – в этом городе биеннале смотрится естественно, как и задумывалась, то есть как демонстрация возможностей современного искусства и архитектуры, преобразить быстро растущий богатый город. Отсюда и тема всего проекта – «Идеальный город».

Глория Фридманн
Эскиз композиции «Жизнь в розовом цвете»
Часть проекта Solar

Тема эта, несомненно, провоцирующая и интригующая, хотя бы потому, что сам «идеальный город» напоминает об Утопии. Ее обсуждения можно было бы ожидать в сохранившихся островках соцлагеря: на Кубе или в Северной Корее. Но левый дух в Валенсии, по всей видимости, никого не пугает, а потому центральной архитектурной экспозицией была сделана выставка «Социополис». Ее куратор, барселонский архитектор Висенте Гуаларт (Vicente Guallart), выбрал некий участок в валенсийской «уэрте» и решил организовать проектирование небольшого поселка из многоквартирных домов, не контрастирующих с цветущими садами, а гармонично вписывающихся в эти сады.

Олег Кулик
 «Архитектурные экстравагантности»
Часть проекта Solar
Вилли Мюллер
Проект дома для Социополиса
Перспектива, разрез и план

То есть перед нами новый город-сад (это если думать о рубеже XIX – XX веков) или новый райский сад, «hortulus» (как об этом говорит куратор).

При объяснениях, данных мне Гуалартом, упоминались «Наркомфин», «Вайсенхоф», «Баухаус» и даже «Дангауэровка», а значит, ориентиры понятны: двигаться будем вперед, в светлое будущее. Но без экстремизма, толерантно и гигиенично.

далее>>

вверх

 Архив

   

 

12.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Валенсия – идеальный город

   

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид

   
 

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Урбанистика склероза
Даниэль Либескинд

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна