приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Поможем заказать и купить диплом капитана у нас можно недорого, предлагаем скидки.

 

 

Зарубежные новости

Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид
IX-MMIII - 12.01.2004

 

Район «Vista» в Сингапуре
Проектное предложение. Рендер, 2002

В Вене, в Музее декоративно-прикладного искусства (МАК) прошла большая выставка Захи Хадид. Заха Хадид считается самым перспективным архитектором ближайшего десятилетия, а саму выставку большинство западных критиков назвали главным архитектурным событием года.

Во Флоренции Заха Хадид строит Новый вокзал. С некоторым удовлетворением отмечу, что происходит это все-таки на окраине города. Вокзал выглядит как последствие геологического катаклизма. Вдоль железной дороги она выкапывает глубокий каньон. Его стены собственно и являются фасадами вокзала, и в поезда люди садятся на глубине 25 метров. Этим нас не удивишь, у нас есть метро. Но предметом пластического интереса архитектора здесь является, так сказать, ткань раны в теле флорентийской земли – края урочища змеятся так, будто это разрез плоти, и в разрыве нервного эпидермиса испуганно пульсируют смущенные своей обнаженностью внутренние органы. Душе-, а скорее телораздирающее зрелище.

Ледяной шторм
Инсталляция в выставочном зале MAK. 2003

В Лейпциге Заха Хадид строит новую фабрику BMW. Это здание несколько иного свойства, оно напоминает гигантскую автомобильную развязку. Это нервный тип пространственных образований – когда идущие друг под другом дороги вроде бы составляют единое целое, но на самом деле каждая из них стремится в свою сторону, каждая отрывается от другой, одна тянет на запад, другая на юго-восток, и при этом еще одна в другую переходит. Каждый, кто тормозил перед трех-четырехуровневой развязкой, в растерянности пытаясь проследить траекторию этих скрученных лент Мебиуса, и понимал, что это препятствие не взять, вполне пережил удовольствие от подобной пространственной игры. В здании фабрики у Захи от трех до пяти этажей, они переходят друг в друга, но при этом каждый из них представляет собой как бы кусок дороги, идущей в свою сторону, каждый стремится оторваться от этого здания и улететь куда-то в другую сторону прыгающей электрической петлей на экране осциллографа.

Проект Нового вокзала во Флоренции
Вид с птичьего полета. Рендер, 2002
Вид с платформы. Рендер, 2002

В Сингапуре Хадид строит целый городской квартал. Там все происходит таким образом. Сначала берется простая прямоугольная сетка плана, на которой обозначаются жилые дома, магистрали, общественные здания – в общем, все как положено при строительстве нового городского района. А потом эту сетку – вместе с домами и магистралями – начинают гнуть. Знаете, как в компьютере, когда ухватил мышкой один квадратик сетки и тащишь его, а вслед за ним изгибается вся сетка, и квадратики начинают превращаться в какие-то странные лепестки, где-то зажимаются, где-то широко раскрываются, магистрали трансформируются в удивительные кривые, а стены домов начинают гнуться будто бы от чудовищной температуры. Все это проекты 2002 года, и все они сейчас реализуются. На выставке это конец длинной линии из макетов, проектов, фотографий, и всего этого – сотни. Линия растянута на 20 лет. Заха Хадид поражает не только каждым отдельным проектом, но и напором их количества. Экспозиция кажется довольно-таки полноводной рекой, текущей с чудовищной скоростью, так что на поверхности воды образуется бесчисленное количество воронок, затонов и омутов отдельных макетов, моделей и мерцающих электронных картинок отдельных зданий. Дизайн этой выставки замечателен, ибо он дает возможность не только увидеть архитектуру Захи Хадид на картинках, но и непосредственно ощутить ее пространство. В прямоугольных залах МАК’а она выстроила змеящийся лабиринт, стены закрыла натянутыми гнутыми полотнищами – экранами, на которые проецируются ее проекты – словом, тут можно понять, каково будет в реальности в каждой из нарисованных ею построек. Центральный зал, в котором змея экспозиции начинается и в которой она в конце концов возвращается, представляет гигантскую инсталляцию, которая называется «Ледяной шторм». Это какие-то неясные синие пространственные формы, переходящие друг в друга. В центре они вздымаются двумя наклонными пиками, напоминающими голову акулы, в целом композиция вдруг напоминает перетекающие тела Сальвадора Дали из «Осеннего каннибальства», только вместо человеческих голов и частей тела здесь рыбьи. Мне не показалось, что здесь можно почувствовать себя уютно, но довольно многочисленные зрители общались с инсталляцией по-свойски. Помимо всего прочего Заха Хадид – знамя архитектурно- го феминизма, и посетитель ее выставки соответствующий. В некоторых местах пространственные формы образовывали своего рода горизонтальные плоскости, и на них с удовольствием возлежали национально разнообразные архитектриссы, телом подлаживаясь под специфику захиного формообразования. Эта картина немного напоминала «Турецкие бани» Энгра, и вдруг из этой аналогии что-то стало понятно.

далее>>

вверх

 Архив

   

 

12.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Валенсия – идеальный город

   

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид

   
 

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Урбанистика склероза
Даниэль Либескинд

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна