|
|
Зарубежные новости
Феод XXI века V-MMII - 26.12.2002
Замок Гроенхоф, Бельгия
Реконструкция, 2000
Самин и партнеры (Samyn and Partners)
Поэтажные планы - цокольный, первый и третий этажи реконструированного замка.
Картина реконструкции: один из фасадов фламандского сельского замка эпохи второго рококо (около 1830 г. постройки) прикрыт стеклянно-стальной ширмой. Сначала кажется, что здание ремонтируют, и вокруг него возвели какие-то сложные леса. Потом в этом начинаешь видеть нечто оранжерейное. Стальная ограда рядом напоминает трельяж, как будто дом превращен в садовый павильон, что в общем логично ожидать - загородный дом, усадьба, дух французского рококо этой буколической игре вполне соответствует. При ближайшем рассмотрении этот "занавес" оказывается чем-то очень технологичным, подвижным - архитектурой по стилю почти нувелевской.
Поперечный и продольный разрезы. К историческому зданию добавлена легкая технологичная стена и терраса на крыше.
Это реконструкция, хотя и довольно странная. Бельгийский архитектор говорит не об обновлении, а о дальнейшем развитии здания. Развитие выразилось в перепланировке интерьеров и установке на расстоянии 2.70 м от южного фасада полупрозрачной стеклянно-стальной стены, выполняющей сразу несколько функций. Во-первых, увеличена площадь первого этажа за счет создания стеклянного вестибюля - первого яруса новой стены. Во-вторых, для второго этажа она образует галерею-балкон с открывающимися ставнями. Для третьего этажа это солнцезащитный экран из подвижных стеклянных пластин с помещенными на них фотоэлементами. На крыше устроена терраса, с деревянным полом, стальными перилами и навесом от солнца, также туда выходят вентиляционные трубы спален.
Подвижный полупрозрачный "занавес" - результат реконструкции, новый, хай-тековский фасад, сквозь который видно историческое здание. В первом ярусе он образует стеклянный вестибюль, во втором - галерею-балкон, третий ярус - стеклянные пластины с фотоэлементами.
Как ни странно, весь проект затевался ради желания заказчика современными средствами снизить расход электроэнергии - замки, пусть даже маленькие, накладны в эксплуатации - "чтобы дом XIX века был готов к XXI веку". Этому служат фотоэлементы третьего яруса. Так что ценность этой инновации, помимо некоторого расширения площадей и защиты фасада от перегрева летом, прежде всего в том, что это собственная электростанция, своего рода аналог натурального хозяйства, выгода частного владения. Легкий, прозрачный, живой занавес -его части поворачиваются под разными углами в лучах солнца - формирует собой современный, хайтековский фасад исторического здания, но при этом не скрывает, не отменяет старый, наоборот, всячески подчеркивает тактичное и бережное к нему отношение. Он даже не пытается скрыть свою временность, характерную для всего технологичного, в этом есть достоинство профессиональной компетентности. Эта структура в дальнейшем может быть заменена другой подобной, и это будет продолжением того "развития" здания, которое имел в виду архитектор. Историческое и современное существуют здесь в на редкость естественном союзе.
Стеклянно-стальная ширма - защита фасада от перегрева летом и одновременно мини-электростанция. Так решены актуальные проблемы экономичности и экологичности, но результат -своего рода аналог натурального хозяйства -вполне в традициях европейской усадьбы.
Если задуматься о причинах этой счастливой естественности, можно предположить, что все дело в политкорректном настроении современности относительно прошлого - есть современная технологичная структура, занятая актуальными проблемами экологичности и экономичности, она органично включает в себя историческую постройку. Как будто современность с высоты своей продвинутости взяла под покровительство прошлое.
Реконструкция не нарушила буколический образ этого загородного дома - фламандский сельский замок получил логическое развитие своей темы. Историческое и современное сосуществуют здесь на редкость естественно.
Но все не так - и причина возникновения этого проекта тому подтверждение. На самом деле глубже: это традиция европейской усадьбы, от Плиния Младшего до Бенуа, со своим извечным стремлением жить своим хозяйством легко и привычно взяла современность со всеми ее технологиями себе на службу.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|