приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Метафора периптера
V-MMII - 26.12.2002

Частный дом (Haus de Bias)
Севилья-де-ла-Нуэва, Испания
1999
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

Поэтажные планы - цокольный (жилой) этаж и этаж-терраса. Симметричный план помещений так предельно прост, что кажется скорее схемой. Его абстрактная рациональность подчинена не функции жилья, а какой-то иной логике.

Это небольшой частный жилой дом недалеко от Мадрида. От окружающих его традиционных сельских домов он отличается крайней аскетичностью своих форм. Он сделан из бетона, стали и стекла, жестко геометричен и абсолютно лишен декора. Все функции сосредоточены в первом этаже, второй этаж скорее представляет собой террасу. Его зеркально симметричный план так ясен и лапидарен, что кажется скорее схемой. Предельно просто организованные помещения первого этажа лестницей связываются с верхней стеклянной "комнатой для размышлений, созерцаний и мечтаний". Формально это стерильный европейский минимализм, холодноватый и безупречный. Тем не менее, есть нечто в облике этого дома, что мешает записать его в стопроцентно модернистские постройки. Он нечто большее, чем очередной стеклянно-бетонный среднеевропейский модернизм. Его структура четко соотносится с одной из основных классических типологий, его ясность и симметрия подчинены не функции и технологии, а архетипической схеме. Удивительно, но по всем канонам это периптер - у него есть стилобат (бетонный цоколь, первый этаж дома), колоннада стальных стоек и окруженная колоннадой целла (стеклянная комната второго этажа). Легчайший, прозрачный храмик, готовый раствориться в воздухе, расположенный на массивном основании, как будто вырубленном в скале. Средиземноморский испанский ландшафт пророс очередным классическим зданием.

Типологически этот дом - настоящий периптер. У него есть стилобат (бетонный цоколь), колоннада (стальные стойки террасы) и целла (стеклянная комната второго этажа). Средиземноморский испанский ландшафт пророс очередным классическим зданием.

Легчайший храмик на массивном, будто вырубленном в скале основании. Классическая идея тектоники артикулирована максимально четко.

Внутри здание работает вертикально, как и положено двухэтажному жилому дому, при этом внешне - пропорциями, отсутствием артикулированного входа - утверждает горизонтальность восприятия, несвязанность верха и низа. Более того, здание ведет себя так, как будто у него вообще нет никакого "внутри" (цоколь явно пытается показаться нежилым, хотя бы тем, что окна практически незаметны), то есть какое-то "внутри" есть, но оно принципиально недоступно зрителю. Прозрачность стеклянной целлы не должна вводить в заблуждение - здесь это обозначение пространства, которого как бы нет, ведь целла действительно всегда скрыта за колоннадой. К тому же, у нее всегда есть секрет входа, и здесь эта таинственность проникновения сохраняется, так как вход в цел-лу никак не обозначен. Узкая лестница в глубину стилобата напоминает люк храма Аполлона в Дельфах, в глубину стилобата, под храм, в темное подземелье, где сидела Пифия. Зритель должен довольствоваться видом того, что снаружи, и желательно даже на некотором расстоянии - как и положено при встрече с античным храмом. В этом периптере отношения целлы и стилобата реально перераспределились, но сакральность храма без интерьера осталась.

Вход в стеклянную комнату практически незаметен - своего рода переосмысление идеи тайного входа в целлу античного храма.

Но при этом античный прототип до такой степени высушен, что превращается в какую-то формулу не античного, не греческого, а протохрама вообще. Высота храмика в верхнем этаже очень невелика, всего 2,26 м, так что вблизи он производит очень японское впечатление. Созерцательно-медитативная стеклянная комната усиливает это впечатление Востока. Восемь широко расставленных стальных стоек, поддерживающих крышу, существуют как бы в разреженном воздухе и в абсолютной тишине. В общем, это метафора универсального храма, не только для европейской традиции. Минимализм средств, используемый для создания этой метафоры, имеет своей целью максимальное очищение и прояснение формы, проверку ее подлинности путем восхождения к архетипу. Можно сказать, что в этой работе Кампо Баеса предпринято серьезнейшее исследование свойств периптера методом последовательного сокращения всего, что только можно сократить - то, что останется, и будет признано его сущностью. Снимается всякая детализация - остаются три основные формальные составляющие. Они, в свою очередь, подвергаются максимальному обобщению: цоколь - прежде всего основа, и значит, практически часть горной породы; целла - это то, чего нет и куда нельзя попасть, и значит, может быть замкнутым стеклянным боксом, колоннада выполняет конструктивную функцию и задает пропорции - значит, должна отмечать ключевые точки. Та же предельная ясность в плане.

По пропорциям, аскетизму форм, созерцательно-медитативному настроению верхний этаж рождает японские ассоциации. Так что это скорее универсальная метафора, тщательно выверенная формула храма для любой, не только европейской традиции.

Античная формула периптера разложена на составляющие, тщательно проверена, сокращена и преобразована в новую - на сегодняшний день сочтем ее самой верной, пока не явится новый мыслитель со своим доказательством теоремы, которая изобреталась как аксиома.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

26.12.2002 V-MMII
Замок Гроенхоф, Бельгия
Самин и партнеры (Samyn and Partners)

   

26.12.2002 V-MMII
Центр документации Третьего рейха (бывший Конгрессхалле)
Нюрнберг, Германия
Гюнтер Домениг (Gunter Domenig)

   
 

26.12.2002 V-MMII
Частный дом (Haus de Bias)
Севилья-де-ла-Нуэва, Испания
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна