|
|
Зарубежные новости
Брабантское столпотворение VI-MMIII -
30.04.2003
Библиотека в Брабанте. Эйндховен, Нидерланды
Проект
MVRDV (Winy Maas, Jacob van Rijs, Nathalie de Vries)
Архитекторы из MVRDV планируют превратить провинциальный Брабант
в футуристическую среду под названием «Брабант-сити». В центре региона,
Эйндховене, будет построена новая библиотека, самое высокое здание
во всей округе
Венецианская архитектурная биеннале 2002 года, заявив тему
«Next», тем самым провозгласила себя биеннале проектов, ведь
будущее – это именно проектная категория. По словам главного
куратора Дэвида Суджика, проект так же значим для актуального
процесса, как и построенное здание. Вне зависимости от
реализации он существует как идея. Идея выбирает для себя
реальную географическую точку и тем самым недвусмысленно
прорисовывает контуры будущего: «Определенные места в определенные моменты становятся
катализаторами новой архитектуры, но нам не нужно ждать
окончания строительства зданий, чтобы понять, где эти места».
Итак, одно из таких next-мест – Брабант, расположенный между
Бельгией и Германией, входящий в состав Нидерландов. Область,
в которой через каждые пять километров встречается
неотличимое от соседнего поселение, слишком большое для
деревни, но слишком маленькое для города, и которую голландская
группа MVRDV собирается превратить в «Брабант-Сити»,
уникальную высокоразвитую экологическо-урбанистическую
среду. Для единственного крупного центра – Эйндховена – спроектирована новая большая библиотека.
В каждой брабантской деревне, разумеется, есть своя библиотека
(не говоря уже об интернете), однако было решено, что такая
децентрализация приводит к ограниченности фондов – а это
ставит под вопрос целесообразность существования местных
библиотек. Информации всегда идет на пользу объединение –
в одном месте будет собрано воедино много мелких книгохранилищ плюс возможности
компьютерных технологий, и получится библиотека, сравнимая с известными европейскими
собраниями. Разместится она в поразительном здании.
План типового этажа библиотеки на отметке 81 м, в этой точке
длина спирального пандуса составляет 9,14 км. К внешнему
контуру стены и к внутреннему, со стороны атриума,
примыкает множество стеклянных кабинетиков-читален
Это будет огромная круглая башня, самая высокая точка в Брабанте,
видная отовсюду, как маяк. В нее можно будет въехать на поезде или
на машине. Внутри, во всю высоту здания – круглый атриум, вокруг
него, образуя этажи, спиралью поднимается пандус длиной 17
километров. Снаружи из стены выступает множество стеклянных
кабинетиков (прием, характерный для MVRDV). Книги собраны по
алфавиту в шкафах, расставленных вокруг центрального пространства. Большой холл для
отдыха стремится к максимальному комфорту – с баром и камином,
с видом на книжное собрание и окружающие пейзажи.
Поразительно также то, что это несколько старомодно зовется
библиотекой, а не более актуально – медиатекой, ведь эра
послебумажной информации уже наступила. Но это как раз основная
идея проекта – информация должна здесь присутствовать
физически, то есть в виде книг. Потому что так поощряется сам
процесс чтения, встреч и обсуждений, наконец потому, что книги
имеют право на пространство для существования. XIX век в качестве
одного из храмов новой эры создавал большие публичные
библиотеки, такие как знаменитая Британская (кстати, тоже
центрическое здание), некоторые из посетителей которой изменили
ход истории. XX век в процессе дальнейшей демократизации
сделал книги «бездомными», они рассеялись, стали доступнее, но
утратили благоговейное к себе отношение. И вот снова –
библиотека как храм мудрости, святилище знания.
Спираль пандуса, образующего этажи, наполнена информацией, что вызывает в
памяти монументальный свиток колонны Траяна – «новостную ленту» античности.
Кажется, этот образ (вместе с пандусом Райта из музея Гуггенхайма) и вдохновил
архитекторов на бесконечную спираль небоскреба знаний
Даже если информация сейчас виртуальна, монумент в ее честь
должен быть материален – самый большой, самый высокий и т.д.
В то же время лучший памятник книгам – сами книги, поэтому
здание должно быть наполнено, как бы выстроено ими, только
в этом случае есть ощущение подлинности. В любой произвольной интернет-точке содержится
максимально доступный объем информации, но он содержится
и в любой другой точке, и никакая из них не главная. А здесь решено
создать именно центр, и обоснован он может быть только наличием
коллекции реальных объектов. Кажется, первый случай, когда
информация была напрямую введена не в декор, а в само тело
архитектуры, – это колонна Траяна, монумент, уподобленный
огромному свитку, спиральная «новостная лента» которого
рассчитана на прочтение. С тех пор этот ход стал устойчивой метафорой, повторялся неоднократно,
и по формальным признакам библиотека в Брабанте – законная
наследница античной традиции. К тому же, это колонна Траяна,
усиленная Пантеоном, ее фантастический окулюс по-римски
космически рационален и медитативен. Еще – это анти-Вавилонская башня, так как
собрание максимально разнообразных информационных посланий
и составляет ее основу. В русле классической традиции это
своеобразная ретроспективная утопия.
Интерьер этой гигантской трубы с проносящимися через него поездами далек
от традиционного образа библиотек с их тишиной и сосредоточенностью. Пожалуй,
лишь одно формальное качество привычной библиотеки переходит сюда –
внутренние стены здания выглядят как прогнувшиеся книжные полки, на которых
в беспорядке стоят книги разных форматов
В здание библиотеки можно будет непосредственно въехать
на поезде или на машине, как будто это независимый
город-замок
Что же касается Next – это антиутопия относительно того,
что скоро все мы будем получать информацию из глобальной сети
непосредственно на микрочипы, вживленные в мозг. Если такие
объекты, как библиотека в Брабанте, нужны в будущем,
значит компьютеризация мозгов, по крайней мере, не будет всеобщей. Компьютерный сбой не
страшен этому столпу познания, он выстоит.
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|