|
|
Зарубежные новости
Железные складки ландшафта VI-MMIII -
30.04.2003
Музейный центр в Стоунхендже. Уилтшир, Великобритания
Проект
Дентон Коркер Маршалл (Denton Corker Marshall)
Стоунхендж – очень известное архитектурное
сооружение, но им очень трудно наслаждаться в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Ни буфета, ни туалета, ни аудитории для слайд-проектора.
Просто никакой крыши над головой. Уникальный доисторический музей на открытом воздухе
давно заслуживает цивилизованного оформления своей музейной
значимости. Но как строить рядом со Стоунхенджем – это проблема.
Проект Маршалла ее решает. Он не выглядит зданием, а скорее
ландшафтом, частью пологого склона, поднимающегося от реки
Эйвон. Посетителю вначале открывается протяженная, чуть
изогнутая стена с единственным разрывом в месте входа в Центр.
Эта врезанная в склон плоскость символически отмечает дорогу
на Стоунхендж. Восточнее лежит зеленая сельская местность,
западнее, посреди обширной равнины – открытый всем ветрам
мегалитический памятник.
Стоунхендж, самый знаменитый из мегалитических
комплексов, таинственный кромлех, то ли святилище,
то ли обсерватория, теперь станет полноценным музеем
со своей инфраструктурой, через четыре тысячи лет после
начала строительства
Главный герой проекта – ландшафт, породивший
и Стоунхендж, и музейный центр Маршалла. Проступающие
из земли линии здания кажутся геодезическими
горизонталями, прочерченными на склоне
За стеной несколько одинаковых плоскостей, тоже как бы постепенно врастающих в землю, образуют
главное здание. Абстрактные, изогнутые, ничем не декорированные формы, облицованные
полированным металлом цвета олова, кажутся мощными,
фундаментальными пластами, геологическими стратами,
геодезическими горизонталями, прочерченными на склоне.
Они не содержат никаких аллюзий к фактуре, композиции или
пропорционной шкале Стоунхенджа, у них свой язык.
Генезис этого формального хода, разумеется, определен самим
Стоунхенджем, а точнее, двумя его свойствами, для архитектуры
принципиальными: во-первых, исторически это первая архитектура, во-вторых, это святилище.
(Это, кстати, и единственные бесспорные утверждения
относительно этого кромлеха – все остальное гипотезы.) Выводы
вроде бы логичны. Так как это первоархитектура, любое настоящее
здание превращает ее в курьез и примитив, и значит, обычное
здание тут невозможно – вообще нужно как-то уйти от современности и цивилизации. Единственным
бесспорным памятником рядом со Стоунхенджем является ландшафт,
в котором он располагается, и именно эту тему подхватывает
Маршалл.
Мощные абстрактные формы, облицованные серым
полированным металлом, как будто выдавлены из земли
в ходе какого-то геологического процесса, как пласт
железного века
Обычный сельский пейзаж в этом месте таит в себе
неожиданности – глухая протяженная стена с единственным
разрывом – это первое, что открывается посетителю
на подходе к музейному центру
Стена ведет к следующему, главному аттракциону, отмечает дорогу на Стоунхендж.
Маршалл превращает это в путешествие не только в пространстве, но и во времени –
из страны железного века в страну каменного
Стоунхендж невероятно сильно воздействует на символическом
уровне, посетители едут сюда не полюбоваться архитектурой (она
элементарна) и не восхититься природным аттракционом, таким
как пещера или каньон (есть древнее и эффектнее), а для того,
чтобы приобщиться таинственной магии этого места. Про Стоунхендж
ведь ничего непонятно, ясно только, что он очень каменный,
это отражено и в названии. Здесь 4 тысячи лет назад с каменным
веком случилось что-то очень важное – как-то он тут пророс
или застыл, человеческим ли, мистическим ли усилием его
хтоническая, геологическая каменность выявилась предельно
артикулированно, как памятник самому себе. Поэтому контакт с
ним – это путешествие во времени, из страты железного века в страту
каменного, и от архитектора потребовалось создание такой же
вневременной, почти геологической архитектуры.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|