|
|
Зарубежные новости
Штрих к небоскребу VI-MMIII -
30.04.2003
Пентхаус на Манхэттене
Проект
Тадао Андо (Tadao Ando Architects & Associates)
Ничем не примечательный манхеттенский небоскреб 1920-х годов Андо
отметил радикальным next-жестом, правда, вознесенным над городом
более чем на стометровую высоту
Среди четырех проектов Андо, представленных на
Венецианской биеннале этого года, именно этот вызвал наибольший
интерес. Из всего next-жилья это, спроектированное в 1996 году,
показалось самым необычным. Андо предлагает заметную извне
достройку уже существующего здания – к одному из нью-йоркских
небоскребов 1920-х годов будет добавлен пентхаус. Эта работа
вдохновила автора на переживание архитектурного
образа, на протяжении ХХ века бывшего синонимом всего самого
современного, но для нового века ставшего уже классическим
наследием.
Крыша небоскреба, ранее просто техническая зона, превращена в жилье экстракласса. Новая структура
представляет собой несколько прямоугольных в сечении призм (бетонный бокс плюс стеклянный футляр)
разной протяженности, частично выходящих за контуры здания. Расположенные на крыше старые
лифтовые будки также задействуются проектом Андо
Пентхаус задуман Андо как бетонный бокс в стеклянном
футляре, протяженная прямоугольная призма, частично
выходящая за контур крыши. Примерно тремя этажами ниже
такая же призма диагонально прорезает фасады здания – жест
на первый взгляд весьма радикальный по отношению к зданию,
впрочем, нужно учитывать, что высота более 100 метров ослабит
этот деконструктивистский эффект (вроде бы основанный на
хрестоматийной работе Coop Himmelb(l)au).
План ясно показывает, что призма, внедряющаяся в здание тремя этажами
ниже пентхауса, тщательно охраняет свою чужеродность
По проекту функционально задействуются две расположенные
на крыше технические постройки – призма вплотную примыкает к
одной из них и сообщается с другой стеклянной террасой. Композиция
также включает в себя водный партер, над гладью которого новые
объемы как бы зависают – один из любимых приемов Андо,
медитативное архитектурное созерцание – и чья граница никак
отчетливо не обозначена, чем демонстрируется пространственная бесконечность созерцания.
По мысли Андо, это должна быть стратегическая точка,
«захватывающая» весь Нью-Йорк, но при этом не поддающаяся его
специфической энергетике. Это место гарантирует невозмутимую
эстетскую дистанцированность. Смысл пентхауса как бельведера
выражен в этом объекте предельно четко – главное здесь вид города.
Нью-Йорк предстает отсюда в самом эффектном ракурсе –
верхушками небоскребов, в самом чистом и стильном своем образе –
как грандиозные урбанистические джунгли. Панорама небоскребов Манхэттена, любимая футуристическая
картинка прошлого века, теперь такое же мировое культурное
достояние, как виды Рима или Парижа. Рисунок интерьера
пентхауса с завораживающей перспективой «New York by night»
и с креслами дизайна Миса ван дер Роэ на переднем плане выглядит
типичной графикой ар деко, вызывая в памяти работы
Джорджии О’Киффи или Жоржа Лепапа. Или как задник в декорациях одного из голливудских фильмов
1930-х годов. Судя по кино тех лет, на крышах небоскребов иногда
устраивали светские вечеринки с танцами и фуршетом, но жили
все-таки в других местах. Теперь эта изначально техническая по
функциям зона обжита, и таким образом открывается новый
способ жизни в большом городе. С одной стороны, есть четкая
историческая привязка: старые лифтовые будки – это та же
классицизирующая эклектика 1910 – 1920-х годов, что и само
здание. Стены, соприкасающиеся с новой постройкой, это подлинная
историческая архитектура, только в миниатюре, настоящие также
небоскребы, отражающиеся в бассейне, – так что это не монтаж,
вы точно в Нью-Йорке, и его genius loci ощутим здесь прямо-таки
в концентрированном виде. С другой стороны – это нечто
нереальное, утопическое – прозрачные, как бы парящие (даже
частично свисающие) объемы. «Застрявшая» в фасадах вторая
призма, как бы случайно влетевшая, но не нанесшая
никакого ущерба зданию, так как у нее, по-видимому, особые законы
сопротивления материалов. Водная гладь, отменяющая границу между
территорией крыши и перспективой окружающих зданий, кажется
не площадкой над тридцатипятиэтажной пропастью, а частью
какого-то макрокосма со своими законами гравитации.
Пентхаус Андо – настоящий бельведер, главное здесь панорама Манхэттена, любимая футуристическая картинка XX века, теперь уже ставшая классикой. Водный
партер зрительно снимает границу между двумя средами, создавая виртуальное
пространство со своими законами гравитации
Новый век обживает в Нью-Йорке новый пространственный
уровень, скоро по манхэттенским верхам можно будет
свободно перемещаться. Пока это первый такой пример,
но самый динамичный город планеты не заставит себя долго
ждать
Как будто по этим манхэттенским верхам теперь можно пусть
виртуально, но тем не менее легко перемещаться, как будто новый
век обживает в городе новый пространственный слой. И это
будет освоение совершенно иного измерения, как в фильме Люка
Бессона «Пятый элемент», где перемещение по Нью-Йорку происходит и по горизонтали, и по
вертикали. Поразительно то, что существующий Нью-Йорк выглядит
убедительно и в этой перспективе, чему доказательство – проект
Андо. Этот город приспособится и к такому образу жизни в нем,
чем подтвердит свою славу самого современного и модного места
в мире.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|