приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Вход в перспективу
VI-MMIII - 30.04.2003

Выход из галереи Уффици. Флоренция, Италия
Арата Исодзаки (Arata Isozaki & Associates)

Вазари первым превратил внутренный двор ренессансного палаццо в парадную городскую улицу. В результате возник городской аттракцион перспективы, и все дальнейшие игры города с перспективами основаны на этом изобретении. Исодзаки возвращает тему к тому месту, откуда она началась

«Next» пророс в самом сердце классической Италии – всемирно известная картинная галерея Уффици получит новое оформление выхода со стороны пьяццы Кастеллани. Большой макет, выставленный в павильоне Италии, вызвал всеобщее восхищение (легко себе представить подобный восторг по поводу проекта реконструкции японским архитектором будки во дворе Эрмитажа). Главное событие тут, конечно, не в самом факте соединения современной постройки с шедевром ренессансной архитектуры – в области реконструкции накоплено достаточное количество общепринятых ходов, улаживающих спор между старым и новым. Неожиданно то, что проект Исодзаки пренебрегает этими приемами. Это не максимально корректный к исторической части, как бы не существующий стеклянный объем, не демонстративное обыгрывание контраста, не имитация «исторических форм». Это полноправная достройка здания, развивающая его собственную логику через несколько столетий после начала строительства, его естественное продолжение во времени. Генезис этой проектной идеи едва ли можно вывести из логики норм реконструкции. Форма и смысл этой постройки рождаются из уникальности места и специфики функции здания.

Вид квартала Уффици, прилегающего к площади Синьории, с птичьего полета. Новая лоджия примкнет к заднему фасаду галереи и будет спрятана в глубине квартала

Исодзаки сделал лоджию – то есть навес, опирающийся на столбы. Лоджия примыкает к заднему фасаду Уффици, сужается в глубину, пол ее наклонный, с повышением к фасаду музея. Крыша опирается на 4 пилона и состоит из балок, радиально расходящихся от музейного фасада, с заполнением из прозрачного пластика. Конструкция из стали, облицовка известняком. Примыкающий участок фасада тоже облицовывается, по осям четырех музейных дверей ставятся скульптуры из собрания Уффици. Лоджия – что может быть естественнее для Италии, здесь их строили всегда, и во Флоренции их много. В двух шагах от этого места – Пьяцца делла Синьория и выходящая на нее величественная Лоджия деи Ланци, построенная Андреа Орканья в 1382 году, наполненная античными статуями. В эскизном рисунке Исодзаки видно, что образ новой постройки рождался из анализа этого уникального раннеренессансного ансамбля.

Графика Исодзаки ясно демонстрирует, как рождается образ его лоджии. Это не реальное место в городе – новый выход из Уффици монтируется с лоджией деи Ланци и палаццо Синьории, то есть тем местом, где начинается улица Вазари

Новая лоджия по сути представляет собой выстроенную в пространстве модель перспективной картины раннего Ренессанса, с фигурами на первом плане и уходящими в точку схода (точку выхода) перспективными линиями крыши

Но не следование формальной типологии стало главной инвенцией архитектора. Образ был подсказан не столько формами окружающих строений, сколько идеями, с ними связанными. Помимо того, что Флоренция – колыбель Ренессанса, это место рождения прямой (линейной) перспективы. Сейчас эта система кажется чуть ли не законом природы, и значит, существовала всегда, тем не менее, до того как Филиппо Брунеллески вышел на площадь этого города с рамкой и веревочками, ее в некотором смысле не существовало. Флорентийские здания предстали в прямой перспективе первыми в мире, и первыми о ней узнали флорентийские жители.

Поперечный разрез галереи с примыкающей новой лоджией. Ее наклонный пол-пандус усиливает эффект перспективного сокращения пространства, почти как в перспективных обманках Ренессанса и барокко

Этот факт заслуживал того, чтобы в его честь воздвигли памятник, и это было сделано – в 1560-е годы Джорджо Вазари спроектировал нынешнее Уффици, здание для художественной коллекции Медичи, значительную часть которой составляла живопись XV–XVI веков, то есть перспективная. В протяженном внутреннем дворе-улице он устроил «живую картину» – эффектнейшую архитектурную перспективу. Здание стало образцом классической гармонии формы и функции. Лоджия Исодзаки не то чтобы вписывается в эту линию, но все-таки пристраивается к ней сбоку. Она устроена как прибор для наглядной демонстрации законов перспективы, сродни брунеллескиевому – отсюда ее воронкообразная форма, радиальные линии-балки. Скульптуры, выставленные на передний план, выглядят забавной парафразой построения раннеренессансных картин флорентийской школы, где герои располагаются как на сцене, у самого края (как, скажем, в «Обручении Марии» Рафаэля). При повороте из узкой улицы лоджия должна цеплять ваше внимание и зрительно затягивать в себя, как перспективная картина, неожиданно предъявляющая пространство, скрытое в ее плоскости. Так, следуя мысли Вазари, эта архитектура рассказывает о том, что встретит вас за ней.

Решение Исодзаки рождается из структур ренессансной урбанистики и ренессансной живописи. Тем не менее, в реальной застройке ренессансной Флоренции это вполне очевидное инородное тело

Новая лоджия Уффици служит превосходным входом в галерею. Проблема однако в том, что функционально это не вход, а выход. Так что здесь создается противоположный эффект – вы не входите в ренессансную перспективу, но выходите из нее. Что, впрочем, осмысленно после многочасового рассматривания ренессансной живописи

В общем, идеальный вход в перспективу Ренессанса. Жаль только, что функционально это не вход, а выход.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

30.04.2003 VI-MMIII
Библиотека в Брабанте. Эйндховен, Нидерланды
MVRDV (Winy Maas, Jacob van Rijs, Nathalie de Vries)

   

30.04.2003 VI-MMIII
Пентхаус на Манхэттене
Тадао Андо (Tadao Ando Architects & Associates)

   
 

30.04.2003 VI-MMIII
Музейный центр в Стоунхендже. Уилтшир, Великобритания
Дентон Коркер Маршалл (Denton Corker Marshall)

   
 

30.04.2003 VI-MMIII
Выход из галереи Уффици. Флоренция, Италия
Арата Исодзаки (Arata Isozaki & Associates)

   
 

30.04.2003 VI-MMIII
Гаэтано Пеше: «Мы теперь можем сидеть в радости, как в кресле»

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна