|
|
Зарубежные новости
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид
IX-MMIII -
12.01.2004
Центральное здание фабрики BMW в Лейпциге
Вид с птичьего полета. Рендер, 2003
Интерьер. Рендер, 2002
Заха Хадид родилась в Багдаде, и
это в высшей степени восточная
женщина. И вот если представить себе так любимые художниками
XIX века сцены из султанского
гарема, с огромными залами,
заложенными и завешанными
коврами, с горами каких-то подушек, образующих иногда хребты,
иногда впадины, то получится
пространство, очень похожее
на то, которое предлагает Заха
Хадид. Пространство, в котором
странно ходить – правильнее или
летать под тихую музыку, или
томно ползать. Пространство,
в котором нет стен, а есть только
диваны да ширмы. Пространство,
не разделенное архитектурой, а
соединенное пуфиками, подушками, тюфяками и лежаками.
В самой ее графике, в самих
линиях ее рисунков чувствуется
сходство с сумасшедшими линиями сур Корана, когда про каждую
линию не совсем понятно, какой
букве она принадлежит, а порой
даже – какой строке, когда все это
в целом больше похоже на изысканное переплетение силовых
линий, чем на текст, и воздействовать должно не по словам и не по
строкам, а целиком – как тавро.
Разумеется, все эти аналогии
должны содержать в себе поправку на то, что перед нами
высокотехнологичное восточное
мировосприятие. Та же станция
BMW выглядит как калиграмма,
но как техногенная каллиграмма.
Пожарная станция VITRA в Вейле-на-Рейне. 1989–1993
Терминал Энем-Норд в Страсбурге. 1999-2001
Трамвайная станция. Автостоянка
Свою интуицию телесности
и пространства, очень восточную
по происхождению, она переводит
в образы высокотехнологичного
мира. В результате она достигает
сильнейшей притягательности
именно для западного менталитета. Это архитектоника мира, в котором границы – скорее фигуры
соединения, чем разделения. Это
пространство неопределенных
аналогий, оно кажется родственным и сюрреализму с его тягучей
телесностью, и пластике компьютерной сети, щупальцам неясно
откуда исходящих и случайно
скрутившихся в узел связей,
который распадется через секунду, и ощущению новой децентрализованной глобальности. Крайне
забавно обнаружить под всем
этим концепт гарема. Про воителей ХХ века кто-то удачно сказал:
«Чингисхан с пулеметом». Так вот,
Заха Хадид – это «одалиска с
компьютером».
<<вернуться
вверх
|
 |
|