приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид
IX-MMIII - 12.01.2004

Центральное здание фабрики BMW в Лейпциге
Вид с птичьего полета. Рендер, 2003
Интерьер. Рендер, 2002

Заха Хадид родилась в Багдаде, и это в высшей степени восточная женщина. И вот если представить себе так любимые художниками XIX века сцены из султанского гарема, с огромными залами, заложенными и завешанными коврами, с горами каких-то подушек, образующих иногда хребты, иногда впадины, то получится пространство, очень похожее на то, которое предлагает Заха Хадид. Пространство, в котором странно ходить – правильнее или летать под тихую музыку, или томно ползать. Пространство, в котором нет стен, а есть только диваны да ширмы. Пространство, не разделенное архитектурой, а соединенное пуфиками, подушками, тюфяками и лежаками. В самой ее графике, в самих линиях ее рисунков чувствуется сходство с сумасшедшими линиями сур Корана, когда про каждую линию не совсем понятно, какой букве она принадлежит, а порой даже – какой строке, когда все это в целом больше похоже на изысканное переплетение силовых линий, чем на текст, и воздействовать должно не по словам и не по строкам, а целиком – как тавро. Разумеется, все эти аналогии должны содержать в себе поправку на то, что перед нами высокотехнологичное восточное мировосприятие. Та же станция BMW выглядит как калиграмма, но как техногенная каллиграмма.

Пожарная станция VITRA в Вейле-на-Рейне. 1989–1993

Терминал Энем-Норд в Страсбурге. 1999-2001
Трамвайная станция. Автостоянка

Свою интуицию телесности и пространства, очень восточную по происхождению, она переводит в образы высокотехнологичного мира. В результате она достигает сильнейшей притягательности именно для западного менталитета. Это архитектоника мира, в котором границы – скорее фигуры соединения, чем разделения. Это пространство неопределенных аналогий, оно кажется родственным и сюрреализму с его тягучей телесностью, и пластике компьютерной сети, щупальцам неясно откуда исходящих и случайно скрутившихся в узел связей, который распадется через секунду, и ощущению новой децентрализованной глобальности. Крайне забавно обнаружить под всем этим концепт гарема. Про воителей ХХ века кто-то удачно сказал: «Чингисхан с пулеметом». Так вот, Заха Хадид – это «одалиска с компьютером».

<<вернуться

вверх

 Архив

   

 

12.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Валенсия – идеальный город

   

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид

   
 

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Урбанистика склероза
Даниэль Либескинд

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна