приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Наш менеджер поможет купить диплом Волжский на сайте с доставкой в любое место.

 

 

Зарубежные новости

Архетипы в Оксфорде
VIII-MMIII - 29.11.2003

Учебный центр (Said Business School)
Оксфорд, Великобритания, 2001
Джереми Диксон, Эдвард Джонс (Jeremy Dixon, Edward Jones)

 

Фасад школы, обращенный на привокзальную площадь. По пропорциям он близок к Ар Деко, а по функции это настоящий портик

К знаменитым древним колледжам Оксфорда присоединилось новое учебное заведение – необычное событие для одного из главных хранителей британских традиций. Необычными могут показаться также его специализация и название. Во-первых, это школа бизнеса (коммерция все же проникла в Оксфорд, хотя и на добрых полвека позже, чем в другие европейские университеты), во-вторых, школа носит имя своего мецената, Вафика Саида, бизнесмена сирийского происхождения, внесшего 20 из 45 миллионов фунтов стерлингов, потребовавшихся на строительство нового здания. Авторы постройки – Джереми Диксон и Эдвард Джонс, прославившиеся реконструкцией Ковент-Гардена; на сегодняшний день Said Business School их последний крупный реализованный проект. В прошлом году эта работа была удостоена награды Королевской комиссии изящных искусств, награды Оксфордского охранного фонда, а также попала в шорт-лист Премии RIBA.

Архитекторы выиграли конкурс на это здание в 1996 году, но процесс затормозился из-за скандала с «грязными» деньгами Саида, якобы полученными на торговле оружием (жертвами скандала стали министр Джонатан Айткин и первый директор школы Джон Кай). Диксон и Джонс, только что преодолевшие мучительную волокиту с Королевской оперой, показали себя людьми со стальными нервами, бесстрашно ринувшись во все тяжкие со школой Саида. Вероятно затем, что результат того стоил.

План первого этажа. Читая план, безошибочно признаешь в этом здании базилику – три нефа, нартекс, апсида, капеллы и два клуатра

Участок, купленный под строительство, находится на самом краю Оксфорда, рядом с вокзалом (для местных обитателей, так озабоченных статусом, это уже признак выбраковки), в районе, где собраны, кажется, все худшие здания города. Так что, с одной стороны, можно было позволить себе не подстраиваться под среду, а формировать новую – модернизировать так модернизировать – или, с другой стороны, признать, что буквально за спиной стоит вся традиция «оксбриджских» колледжей и, в таком случае, положение весьма обязывает. Виртуозы примирения исторической среды с нуждами современности, Диксон и Джонс не были бы собой, если бы блестяще не обыграли и ту и другую возможность.

Поперечный разрез; продольный разрез

Южный фасад с легкостью решает урбанистические задачи – глубокий навес, фланкированный корпусами, создает городу дополнительное общественное пространство и прекрасно «держит» площадь. Уже его симметрия и пропорции, близкие к Ар Деко, не позволяют принять его за обыкновенный модернистский козырек, а на самом деле это – самый настоящий портик. За ним разворачивается череда пространств, в которых безошибочно опознается классический пространственный архетип, от римского дома до христианской базилики. За портиком расположен «колонный зал», то есть вестибюль, из которого открывается вход во внутренний двор и обрамляющие его крытые галереи очень «ардекошного» рисунка и пропорций, одну открытую, другую остекленную. В галереи выходят помещения – поточные аудитории с запада и комнаты для семинаров с востока. Двор замыкается с севера настоящим амфитеатром. Есть крытая медью ступенчатая башня, «зиккурат», как называет ее Диксон, также отсылающая к Ар Деко. Итак: экзонартекс, нартекс, трехнефное пространство (роль столбов играют деревья), боковые капеллы, апсида – безупречная базиликальная схема, а учитывая два дворика-клуатра, можно утверждать, что это монастырская базилика. Или – вестибулум, атриум, внутренние покои – древнеримский дворец, или – площадь, обрамляющая ее stoa, театр – древнегреческая агора. Или все сразу. Джереми Диксон и Эдвард Джонс не предали оксбриджский genius loci, новый колледж они устроили по той же традиционной монастырской типологии, с воротами, башней, большим внутренним двором. Кирпичная кладка подчеркивает обращение к прототипу. Но результат далеко выходит за рамки типологической стилизации – авторы сочли эту вернакулярную схему удобным поводом для анализа истоков классических пространственных схем вообще. Будто раскладывая по временным слоям, они наглядно демонстрируют свою собственную генеалогию базилики.

Внутренний двор. Площадь с колоннадой и амфитеатром, клуатр, двор колледжа – это пространство похоже на любой из этих классических типов и на все сразу, так как память изначальной схемы содержится в каждом из них

Вот прямоугольная городская площадь, с двух сторон обрамленная колоннадой, с торца амфитеатром – прекрасное, логичное пространство для политических и научных диспутов жителей античного полиса. Римляне повторяют эту схему в миниатюре для своих жилищ – получается. Потом приходят варвары и решают центральное пространство перекрыть, причем деревья уравниваются с колоннами, и получаются нефы базилики. А откуда берется апсида – да это же след амфитеатра! Потом устраивают монастырь и задумывают сделать двор для прогулок монахов – нужно только снять крышу, и вот он, клуатр. Эта тема развивается дальше, и вот вам схема средневекового университетского колледжа. Чуть упрощаем формально и получаем типичный комплекс Ар Деко. Все эти ходы возможны потому, что на каждом этапе сохраняется память классической схемы.

Отдельные элементы этого интеллектуального конструкта были для авторов предметом анализа в других проектах, например, полуциркульное пространство, примыкающее к прямоугольному (крытому) двору – в комплексе супермаркета и автостоянки в Плимуте, двор-клуатр, рассчитанный на любование извне – в Сомерсет-хаусе. В проекте для Оксфорда эти наблюдения превращены в сумму, квинтэссенцию, некий идеальный схоластический инструментарий.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

29.11.2003 VIII-MMIII
Ресторан
Пасадена, Калифорния, США, 2001
Питер Толкин и Джон Байрам (Peter Tolkin, John R.Byram)

   

29.11.2003 VIII-MMIII
Частный дом
Лондон, Великобритания, 2001
Сара Уигглзуорс и Джереми Тилл (Sarah Wigglesworth, Jeremy Till)

   
 

29.11.2003 VIII-MMIII
Учебный центр (Said Business School)
Оксфорд, Великобритания, 2001
Джереми Диксон, Эдвард Джонс (Jeremy Dixon, Edward Jones)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна