|
|
Зарубежные новости
Город солнца IV-MMII -
30.09.2002
Зиммеринг, Вена, Австрия
Реконструкция, 2001
Жан Нувель (Jean Nouvel)
Четыре бывшие газгольдерные башни, после
реконструкции стали фешенебельным кварталом
с жильем, офисами, магазинами. К реконструкции
привлечены звезды – слева направо: башня Жана
Нувеля, башня Куп Химмельб(л)ау, башня Манфреда
Ведорна, башня Вильгельма Хольцбауера
В Вене, в районе Зиммеринг, реконструированы четыре старые газгольдерные
башни. Проект осуществлен силами четырех архитекторов – трех австрийцев, Купа
Химмельблау (Coop Himmelb(l)au), Манфреда Ведорна (Manfred Wehdorn), Вильгельма Хольцбауера
(Wilhelm Holzbauer), и одного француза – Жана Нувеля.
Газгольдеры, построенные в 1899 году, – пример кирпичного историзма, характерного для промышленной архитектуры той
эпохи и распространенного во всех странах. Эти здания были своего рода кульминацией промзоны. Абсолютно замкнутая,
самодостаточная структура, равнодушно возвышающаяся над складами и пустырями. Ее гордая обособленность сравнима
со средневековым замком. Четыре огромных резервуара для хранения охлажденного газа были спрятаны внутрь одинаковых круглых объемов, напоминающих
романские центрические храмы, 75 м в высоту каждый, с рядами ложных окон,
с плоскими металлическими купольными завершениями с вентиляционными клапанами-окулюсами.
Генплан. Огромные объемы газгольдеров –
своего рода кульминация окружающей промзоны
Разрез, план. Башня, реконструированная Жаном Нувелем. Центрический план с круглой площадью и девятью расходящимися лучами корпусов
напоминает идеальные города Ренессанса
С 1981-го утратившие функцию здания были признаны памятниками и взяты под
охрану. Параллельно им искали новое применение. В 1995 году магистрат объявил
тендер, и с 1999 года в реализации проекта участвуют три инвестора, приглашающие архитекторов по своему усмотрению.
Проблема была в том, что в соответствии со статусом памятника реконструкция
не должна была изменить его внешний вид. Газгольдерам нужно было дать новую
жизнь при том, чтобы они продолжали «помнить», что они газгольдеры. Удивительно, но это удалось сделать. В результате реконструкции посреди промзоны
возник фешенебельный квартал, включающий в себя жилье, офисы, магазины
и развлечения.
Торцы одиннадцатиэтажных башен облицованы
зеркально отполированным металлом – в нем отражается солнечный свет и множатся бесконечные
перспективы
С самого начала ставка была сделана на привлечение архитектурных звезд –
беспроигрышный маркетинговый ход, создающий нужный статус (и оправдывающий стоимость) этих площадей.
На сегодняшний день полностью закончена башня Жаном Нувелем. Снаружи это
по-прежнему суровый кирпичный объем. Внутри разыграно феерическое действо
на темы света, отражения и прозрачности. Нувель увидел в исторической стене газгольдера внешние стены города, внутри
которых он радиально разместил девять клиновидных в плане жилых башен.
Их торцы облицованы зеркально отполированным металлом. Они лучами расходятся от круглой центральной площади,
любоваться которой можно только сверху.
Девять зеркально-стеклянных башен окружают
круглую выпуклую площадь с прозрачным мощением. Сверху все венчает «купол», полностью соответствуя старой форме, он намечает ее металлическими профилями без остекления и беспрепятственно
пропускает свет и воздух
Ее замощение чуть выпукло и прозрачно –
это крыша подземного шопинг-молла. Кажется, что при всей хай-тековости получившихся пространств Нувель поставил
спектакль на сюжет классической архитектуры. Легчайший купол лежит на девяти стеклянно-зеркальных башнях, которые, отражаясь в стеклянном замощении,
зрительно уходят вглубь...
Шопинг-молл в нижних уровнях башни. Его прозрачная крыша — это выпуклое замощение
центральной круглой площади
Купольное центрическое сооружение – что может быть
классичнее? Пантеон, о котором грезили в любую из классических эпох, и солнце
движется в нем весь день, и купол его в прямом смысле небесный. Круглая площадь также образцовый классический
мотив, к тому же выпуклая – это Капитолий, разве что без конной статуи. Идеальный город Ренессанса, Город Солнца Кампанеллы. Но и это не последний сюжет.
Исторический контур купольного завершения
полностью повторен, воспроизведен даже вентиляционный клапан
Расходящиеся боковые стены башен строят настоящую театральную перспективу,
и аркады окон старой стены, отражаясь в полированном металле, создают декорацию города – так что это еще и палладиевский театр Олимпико. И площадь работает
именно как сцена Палладио – кажется, что перспективы уходящих в глубину сцены улиц бесконечны, что у него нет никакого «снаружи». А снаружи – нетронутые
стены газгольдера.
Оксана Рудченко
вверх
|
|
|