|
|
Зарубежные новости
Дом благоденствующего альпиниста II-MMI -
16.12.2001
Замок Юфаль
Штабен, Италия
Реконструкция
1997 год
Роберт Данц (Robert Danz)
Стеклянное покрытие максимально тактично
согласовано со средневековой кладкой - оно
словно парит над ней, практически ее не
касаясь
Инициатором реконструкции замка является его владелец, всемирно известный альпинист Рейнольд Месснер (Reinhold Messner). Он решил возвести над частью замка стеклянную крышу для защиты руинированных частей от дальнейших разрушений, а также для размещения своей собственной коллекции.
Замок расположен на гребне скалы в южном Тироле, на высоте 927 м. Строитель замка - Хуго фон Монтальбан, взявший себе в 1278 г. имя Юфаль. На протяжении столетий владельцы менялись, здание неоднократно захватывалось и разрушалось, что, в конце концов, привело замок в упадок.
В 1913 году голландец Вильям Роуланд купил остатки замка и в 1925 году начал реставрационные работы. В 1983 г. замок перешел в собственность Месснера, пригласившего архитектора Роберта Данца. Местные архитектурные власти безоговорочно приняли проект, полностью отвечавший условиям сохранности постройки.
Форма крыши воспроизводит ту, что была у этой постройки раньше. Архитектор сконцентрировался не на формальном поиске, но на максимальном выявлении эстетических свойств материала. Для этого была изобретена особая конструкция.
На стены положены стальные балки в форме сплющенной арки. К балкам крепятся легкие фермы, перекрывающие площадь около 200 кв. м. На фермах укреплены пластины двойного ударопрочного стекла, положенные в направлении ската крыши. При этом стекла не крепятся к переплетам, а соединены особыми кляммерами, наподобие витрин. Между собой куски стекла склеены особой прозрачной эпоксидной смолой.
Отсутствие несущих переплетов у этой стеклянной кровли создает нереальное ощущение - крыша не наведена, но именно парит над замком. Она прозрачна настолько, что альпийское небо отражается в ней без искажений. С точки зрения норм реконструкции это практически идеальное решение - с одной стороны, новая форма воссоздает старую с исторической точностью, с другой стороны, ее как бы нет, она растворяется в горном воздухе. Но эта крыша обладает качеством, выводящим ее за рамки просто максимально тактичной реконструкции - она невероятно украсила замок, придав ему качество музейного экспоната. Эта идеально прозрачная витрина бережно оградила собой развалины, превратив булыжную кладку в уникальный экспонат.
Хотя на самом деле экспонатом является не столько содержимое витрины, сколько она сама. Над замком парит нечто эфемерное, небесное - как и должно выглядеть жилище альпиниста, карабкающегося по камням в небеса.
Оксана Рудченко.
вверх
|
|
|