|
|
Зарубежные новости
Девушкам с запросами нравятся руины II-MMI -
16.12.2001
Жилой дом
Монпелье, Франция
2000 год
Эдуард Франсуа (Edouard Francois) и партнеры, Париж.
На фасаде сходство с Колизеем усиливается.
Обживаются остатки обрушившихся стен
Инвестиционная фирма "Прагма" приобрела для строительства жилья участок земли на краю выстроенного по проекту Рикардо Боффила квартала Антигона. Дом на 64 квартиры выстроен по проекту архитектурного бюро Эдуарда Франсуа, которого инвестор нашел по публикациям в дамском журнале. Целевой группой инвестора были молодые пары, ищущие в жилье чего-то особенного. Инвесторы решили, что герой подобной публикации представляет нужный ему тип архитектурного эксклюзива. Расчет оправдался квартиры по цене около $1150 за квадратный метр были раскуплены задолго до окончания строительства.
Боффиловские опыты эпохи раннего постмодерна так и не стали тем, на что претендовали кварталами престижного элитарного жилья. Его неоклассика показалась критике искусственной, грубой и претенциозной, критики создали устойчиво отрицательный образ этих построек, постепенно повлиявший на их коммерческую успешность. Значительная часть площадей занята муниципальным жильем с соответствующими социальными последствиями.
На плане изогнутое здание-стена читается,
словно фрагмент античного амфитеатра,
внутри которого устроено жилье.
Задача архитектора состояла в том, чтобы одновременно и резко противопоставить себя неоклассике Боффила и, вместе с тем, поддержать тему. Дом выстроен так, что кажется приспособленными остатками древнего сооружения, его высота в разных частях меняется, как будто стены в некоторых частях обрушились, его пропорции восходят к римским амфитеатрам. На них же намекает и слегка изогнутая композиция пластины дома. Разница фактур циклопического "цоколя" здания и облицовки его верхних частей создает ощущение наслоения разных времен. В средневековом Риме внутри античных руин жили новые горожане, они не трогали здание снаружи, а внутри приспосабливали его под свои нужды. Проект Франсуа создает тот же образ руин античного амфитеатра, приспособленных под современное жилье.
Этот образ усиливается хаотичным расположением вылезающих из здания пристроек-балконов явная аллюзия на знаменитый дом МВРДВ в Амстердаме, построенный в 1996 году. Однако по сравнению с голландской деконструкцией здесь образ иной хаос выглядит не только проявлением индивидуальности жителей каждой квартиры, но и результатом случайности временных наслоений быта. Так, будто семьи разных поколений читательниц женских журналов в разное время обживали разные норки, и у каждой получилось разное. Особенно экстравагантны балконы нижних этажей на трех ножках "эти верхние так размахнулись со своим балконом, что нам уж и места не оставалось, а мы тогда мостик проложили и себе отдельный балкон сделали еще даже больше, чем у них".
Легенда квартир, расположенных в этом доме жилье как приключение. Именно это и является привлекательным. Смыслом такого приключения является то, что оно продолжается. Дом должен постоянно меняться, и это являлось предметом особого внимания архитектора. Фасады здания облицованы уникальными многослойными панелями. Внутри них под наружным слоем камней расположен слой земли с семенами растений. Предполагается, что семена прорастут сквозь щели между камнями и фасад густо зарастет травой, что усилит его сходство с античными руинами. Зелень уже понемногу прорастает, но как будет выглядеть дом в итоге, никому не известно. Известно лишь, что со временем оно станет уникальным сооружением, нуждающимся в ежегодной стрижке.
Оксана Рудченко.
вверх
|
|
|