|
|
Оксана Рудченко
Венская мебель
XII-MMIV 21.11.2004
Софа, модель № 4, проект
1850.
Гнутое буковое
дерево, палисандровая
окраска, шелковая камка.
Производство
«Братья Тонет», Вена,
ок. 1858–1860
Венский музей
декоративно-прикладного
искусства (© Gerald
Zugmann/МАК)
Около 1835 года изгибы мебели
из плавных становятся все более затейливыми, профили делаются сильнее
и выразительнее, появляется больше резьбы. Рисунок вещей усложняется, в том
числе в проектах Данхаузера-младшего.
В 1840-е годы на смену сдержанности и все
еще классической логике бидермайера
приходит нео рококо, первый из эклектических «возрожденных» стилей. В Вене
его также встречают с восторгом.
Как раз в это время начинает свою
деятельность в Вене великий новатор –
Михаэль Тонет (1796–1871). Первые
эксперименты по сгибанию фанеры горячим
паром Тонет проводит еще в Германии,
в 1841 году он патентует свое изобретение.
На выставке его мебели он представлен
князю Меттерниху, и тот предлагает ему
переселиться в Вену. Ранние вещи Тонета,
например знаменитый стул 1836–1840
годов из коллекции МАК, выполнены
в стилистике позднего бидермайера –
форма греческого стула «клисмоса» как
бы оплывает, линии стремятся к декоративности рококо.
Кресло-качалка, проект
1874–1882 гг.
Частично
гнутое, частично точеное
буковое дерево,
коричневая краска,
плетеный тростник.
Производство «Братья
Тонет», Вена, ок. 1890
Венский музей
декоративно-прикладного
искусства (© Gerald
Zugmann/МАК)
Здесь, на переходе от эпохи бидермайера к эпохе гнутой мебели, на границе
двух больших достижений, яснее всего
можно понять, что такое венский вкус
в мебели. Эта мебель простая, но изящная,
по своей программе демократичная,
но технически виртуозная, она заботится
о создании уютной и камерной обстановки, она нарядная без перегруженности.
Мебель Тонета принадлежит классической традиции – ясная симметричная
композиция, узнаваемая типология,
привычные пропорции. Тонет новатор
не формы, а технологии. Однако революционная технология позволила Тонету
выработать уникальную стилистику,
основанную на четкой, графической
выразительности «голого» силуэта – когда
нет отдельно формы и декора, каркаса
и обшивки. Когда не линии производное
от формы, а форма единственно есть
линия, когда вся вещь – это одна бесконечно длящаяся линия невероятно изогнутого
тонкого дерева.
Суть технологии такова: прочную
древесину (обычно бук) размягчают путем
кипячения или горячего пропаривания
в металлических формах. После сушки
дерево принимает изогнутую форму. Если
подобную форму вырезать из бруска, то,
во-первых, расход материала очень
большой, а во-вторых, волокна древесины
в бруске все равно будут прямыми, и при
неравномерной нагрузке деталь может
расколоться. По методу Тонета древесные
волокна изгибаются вместе с бруском,
и дерево как бы пружинит.
Стул, модель № 8
Производство «Братья
Тонет»
Гнутое буковое дерево,
палисандровая полировка,
плетеный тростник
Вена, 1858
Венский музей
декоративно-прикладного
искусства
(© Gerald Zugmann/МАК)
Адольф Лоос
Стул для музейного кафе
Гнутое буковое дерево,
красная краска, плетеный
тростник
Вена, 1898
Венский музей
декоративно-прикладного
искусства
(© Gerald Zugmann/МАК)
Декоративные возможности такого
метода практически неисчерпаемы, а его практичность беспрецедентна – вещи
неизменно эффектные, удивительно
прочные, конструктивно безупречные
и дешевые в исполнении, рассчитанные
на массовое промышленное производство
(возможность сборки из готовых деталей).
Если демократизм бидермайера был
скорее декларативным, чем реальным (все
это были штучные, дорогие вещи ручной
работы), то демократизм гнутой мебели
поистине всепоглощающий – на протяжении второй половины XIX века десятки
фабрик фирмы «Братья Тонет» выпустили
несколько десятков миллионов вещей,
продававшихся по всему миру. Очень
часто название «венская мебель» используют именно как обозначение мебели
из гнутого дерева.
Авангардную идею – дизайн есть
производное от технологии и функции –
Тонет с успехом развивал за полвека
до авангарда. Его «классический» венский
стул 1858 года и сейчас смотрится современнее некуда. В общем-то, достаточно
мысленно заменить дерево металлическими трубками – и вот вам авангардная мебель XX века, та ее линия, которую
в 1920-е – 1930-е годы наиболее талантливо
развивали Мис ван дер Роэ и учившийся
в Вене Марсель Бройер (фирма «Братья
Тонет» выпустила кресло по его проекту
в 1933 году), а также создававший мебель
из гнутой фанеры Алвар Аалто. Они привнесли ощущение рискованной атектоники,
признанное остросовременным,
но отточенная лаконичная линеарность –
тонетовское изобретение.
Что же касается другого направления в мебели XX века, неоклассического,
то в его генезисе огромную роль сыграло
наследие венского бидермайера. Необидермайер – направление в культуре
Австрии начала XX века. Та эпоха начинает видеться чуть ли не Золотым веком,
«добрыми старыми временами», эрой
истинных ценностей, к ней прибегают
в поисках культурной идентичности.
Ностальгия и пассеизм, которыми
окружается бидермайер, сродни мирискусническому – художественная элита
устраивает «вечера в стиле бидермайер»,
запечетленные на фото, они живо напоминают картины Борисова-Мусатова.
После декоративного буйства югенд-стиля классическая простота и ясность
бидермайера казались откровением.
Ключевая фигура этого процесса – Йозеф
Хоффман (1870–1956), не столько
великий архитектор, сколько великий
дизайнер XX века. В 1903 году Хоффман
вместе с Коломаном Мозером основывают
художественно-промышленное объединение «Венские мастерские», настоящее
горнило неоклассических форм и эстетики
в XX веке.
Гениально интерпретируя традицию
бидермайера, Хоффман и Мозер выработали все – формы и типологию мебели,
стеклянной и серебряной посуды, приборов, ювелирных украшений, рисунки
орнаментов и набивок тканей. Сформулировали сам принцип сочетания сдержанных
форм и роскошного исполнения – Ар Деко
оставалось лишь подхватить эту стилистику. Ар Деко будет воспроизводить все те
же необидермайеровские кубические или
«скрипкообразные» комоды на постаментах, кресла с полукруглыми спинками,
так же любоваться фактурой светлого
дерева, так же сочетать полированное
серебро с черным деревом или слоновой
костью. Сегодняшняя бешеная популярность Ар Деко свидетельствует о том,
что венский вкус в конце концов победил.
<<вернуться
|
 |
|