приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко  
Венская мебель  
XII-MMIV 21.11.2004

Бюро-кабинет 
Красное дерево, резное лимонное дерево, позолоченная бронза Вена, ок. 1815 
Венский музей декоративно-прикладного искусства (© Gerald Zugmann/МАК)

В классической традиции бидермайер обращается к гротеску, этим объясняется смелость его формальных экспериментов. Эта мебель не несет в себе архитектурную логику ордера, она есть нечто одушевленное, как бы населенное домашними божествами, она существует внутри ордерного пространства. Поэтому бидермайер так идеально вписывается в архитектурно проработанный интерьер, в то время как ампир способен «держать» безордерные пространства. Поэтому интерьеры бидермайера так гармоничны и сомасштабны человеку.

Бидермайер апеллирует к до-ампирному, «антифранцузскому» классицизму, прежде всего английскому эпохи Регентства, с его изогнутыми «греческими» ножками, ажурными спинками, точеными деталями. Правда, по сравнению с доампирным классицизмом, бидермайер не боится быть рискованно атектоничным, фантазийным (это же отличает бидермайер от позднего русского классицизма, совпадающего с ним по времени, но более солидного и «уравновешенного»). Большая свобода форм, разумеется, порождала мебель более удобную и комфортную, сообщая ей ту самую практичность, которая была так востребована эпохой.

Двухдверный комод. Фанеровка ореховым деревом с подобранным рисунком фактуры, черненые детали Австрия, ок. 1825

Из типов мебели популярна всяческая мягкая мебель для сидения, прежде всего диваны и софы, а также круглые столы, письменные столы и секретеры (век активной переписки), спинеты, то есть маленькие клавесины (время повального увлечения Шубертом), и еще разнообразная трансформирующаяся мебель – раздвижные столы и тому подобное, что также считалось весьма удобным и целесообразным. С позиций практичности высоко ценилась прочность мебели.

Здесь нужно подчеркнуть – несмотря на то, что бидермайер считается стилем среднего класса, эта мебель по уровню далеко не средняя. Она формально изысканная, технически виртуозная и весьма дорогая по исполнению – она не для бедных.

Михаэль Тонет 
Стул 
Частично гнутое дерево, частично фанеровка ореховым деревом, плетеный тростник. Боппард-на-Рейне, ок. 1836–1840 
Венский музей декоративно-прикладного искусства (© Gerald Zugmann/МАК)

Бидермайер действительно соответствовал вкусам германской и австровенгерской буржуазии, но это не значит, что эти вещи стояли в гостиных купцов и лавочников – они стояли в аристократических гостиных, парадокс в том, что дух практичности и умеренности охватил в тот период и высшее общество. Это выражалось не в снижении эстетических критериев, а в распространении буржуазного принципа «жизни для себя», что в корне противоречило принципу «жизни напоказ» всей предшествовавшей дворянской культуры. Бидермайер – не прямое продолжение ампира, но естественное, стадиальное развитие неоклассицизма конца XVIII – начала XIX веков, последний его этап. Это ответ неоклассической традиции на главный вызов XIX века – наступление эры буржуазии. Ответ весьма удачный, что подтверждается жизненностью стилистических находок бидермайера в дальнейшем.

Большинство вещей бидермайера анонимно, сделано хотя и весьма искусными, но безвестными ремесленниками. Единственная звезда – Йозеф Данхаузер (1780–1829), основавший в 1804 году большую фабрику в Вене, выпускавшую, помимо мебели, множество каталогов с мебельными проектами его сына, известного живописца.

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Вещь

   
 

21.11.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Венская мебель

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна