|
|
Оксана Рудченко
Венская мебель
XII-MMIV 21.11.2004
Бюро-кабинет
Красное дерево, резное
лимонное дерево, позолоченная бронза
Вена, ок. 1815
Венский музей декоративно-прикладного
искусства
(© Gerald Zugmann/МАК)
В классической традиции бидермайер обращается к гротеску, этим
объясняется смелость его формальных
экспериментов. Эта мебель не несет в себе
архитектурную логику ордера, она есть
нечто одушевленное, как бы населенное
домашними божествами, она существует
внутри ордерного пространства. Поэтому
бидермайер так идеально вписывается в
архитектурно проработанный интерьер,
в то время как ампир способен «держать»
безордерные пространства. Поэтому
интерьеры бидермайера так гармоничны
и сомасштабны человеку.
Бидермайер апеллирует к до-ампирному, «антифранцузскому» классицизму,
прежде всего английскому эпохи Регентства, с его изогнутыми «греческими»
ножками, ажурными спинками, точеными
деталями. Правда, по сравнению с доампирным классицизмом, бидермайер
не боится быть рискованно атектоничным,
фантазийным (это же отличает бидермайер от позднего русского классицизма,
совпадающего с ним по времени, но более
солидного и «уравновешенного»). Большая свобода форм, разумеется, порождала
мебель более удобную и комфортную, сообщая ей ту самую практичность, которая
была так востребована эпохой.
Двухдверный комод.
Фанеровка ореховым
деревом с подобранным
рисунком фактуры,
черненые детали
Австрия, ок. 1825
Из типов мебели популярна всяческая мягкая мебель для сидения, прежде
всего диваны и софы, а также круглые
столы, письменные столы и секретеры (век
активной переписки), спинеты, то есть
маленькие клавесины (время повального
увлечения Шубертом), и еще разнообразная трансформирующаяся мебель –
раздвижные столы и тому подобное,
что также считалось весьма удобным
и целесообразным. С позиций практичности высоко ценилась прочность мебели.
Здесь нужно подчеркнуть – несмотря
на то, что бидермайер считается стилем
среднего класса, эта мебель по уровню
далеко не средняя. Она формально изысканная, технически виртуозная и весьма
дорогая по исполнению – она не для бедных.
Михаэль Тонет
Стул
Частично гнутое дерево,
частично фанеровка
ореховым деревом,
плетеный тростник.
Боппард-на-Рейне,
ок. 1836–1840
Венский музей декоративно-прикладного искусства
(© Gerald Zugmann/МАК)
Бидермайер действительно соответствовал вкусам германской и австровенгерской буржуазии, но это не значит,
что эти вещи стояли в гостиных купцов
и лавочников – они стояли в аристократических гостиных, парадокс в том, что
дух практичности и умеренности охватил
в тот период и высшее общество. Это выражалось не в снижении эстетических
критериев, а в распространении
буржуазного принципа «жизни для себя»,
что в корне противоречило принципу
«жизни напоказ» всей предшествовавшей
дворянской культуры. Бидермайер –
не прямое продолжение ампира, но естественное, стадиальное развитие неоклассицизма конца XVIII – начала XIX веков,
последний его этап. Это ответ неоклассической традиции на главный вызов XIX
века – наступление эры буржуазии. Ответ
весьма удачный, что подтверждается
жизненностью стилистических находок
бидермайера в дальнейшем.
Большинство вещей бидермайера
анонимно, сделано хотя и весьма искусными, но безвестными ремесленниками.
Единственная звезда – Йозеф Данхаузер
(1780–1829), основавший в 1804 году
большую фабрику в Вене, выпускавшую,
помимо мебели, множество каталогов
с мебельными проектами его сына, известного живописца.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|