приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь - Вызов

[ > Вещь - Ответ ]

Не падает
VI-MMII 30.04.2003

Ptolomeo
Вертикальная книжная полка из нержавеющей стали
Бруно Райнальди (Bruno Rainaldi)
Изображение предоставлено дизайн-студией Freghetto

Эта вещь «цепляет» двумя взаимосвязанными противоположными эффектами. С одной стороны, когда смотришь на нее, заполненную книгами, то ясно понимаешь – так книги стоять не могут, они должны упасть. С другой стороны, сразу чувствуешь – так они и должны стоять, это естественно, ты всегда этого ждал. Это наполняет радостью естественности невозможного. Изобретение гениальное. Книжки так хочется сложить одну на другую, потому что они похожи на кирпичи. Они вроде бы строительный материал, но из них – не строится. Кирпичи, впрочем, если их просто класть один на другой, тоже валятся. Их сажают на раствор. А книги, к несчастью, на раствор не посадишь – они портятся. Эта полка работает как раствор для книг. Когда книги сложены в эту полку, полка исчезает. Получается просто свободно стоящая книжная стопка. Раствор в кладке работает так же – без него все валится, а при этом его не видно. С помощью этой штуки книги превратились в строительный материал. Но когда произносишь эту фразу, становится как-то не по себе. Все-таки книги – и вдруг кирпичи. Все же когда к книгам относятся как к кирпичам, то кажется, что их как-то неправильно используют. Не читают и вообще не уважают. Но в том-то и дело, что здесь из книг сделана колонна, и они остались книгами. Их можно достать из колонны, но главное не это. В тектонику этой колонны встроено то, что перед нами – книги. Они закладываются в полку по мере прочтения. То есть внизу то, что было давно, и чем выше, тем ближе к сегодняшнему дню. Чем книга раньше прочитана, тем она ниже лежит. Кирпичи так себя не ведут. Эта полка собирается из содержательных кирпичей. Это очень простое изобретение, и тем не менее, кажется, оно возможно только сегодня. Вы можете вспомнить миллиарды книжных полок, они могут быть устроены сотнями разных способов, но всегда по-другому. Это всегда некий ящик, емкость для хранения книг как содержимого. Книга – это всегда содержание. А здесь содержание становится материей. В этом изобретении отражается какое-то новое представление о природе смысла. Смысл кажется естественно материальным, как земля. И это – характеристика нашего дня, когда в воздухе повисают буквы, стены становятся экранами, и вообще материальная граница есть больше не безмолвная стена, но, напротив, плоскость, степень проницаемости которой определяется степенью концентрации приклеевшейся к ней информации. Книжная полка – очень традиционный предмет, но эта полка принадлежит времени, когда мир потихоньку становится виртуальным и строится из смыслов, как из кирпичей. Так что это изобретение могло быть сделано только сегодня. Но ждали его давно. Эта полка знаменует собой окончательную победу человечества в его многовековой борьбе за то, чтобы сложить книжки в стопку. Каждому, кто хоть раз это делал, известно, о чем речь. Когда сначала они так легко, так естественно ложатся одна на другую, и это кажется таким прочным, таким правильным, а потом, по мере роста, стопка начинает подозрительно покачиваться, ты как-то ее подравниваешь, подкладываешь книжки сначала по две, потом уже по одной, надеешься, что все еще получится, а стопка все кренится, кренится и вдруг падает, специально, чтобы продемонстрировать тщету твоих усилий. А вот теперь стоит – и не падает. То-то.

Людмила Каштанова

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

30.04.2003 VI-MMIII
Людмила Каштанова
Не падает

   

 Вещь - Ответ

   
  

30.04.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Форма шкафа = ценность книги

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна