приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Мария Седова
Ни шагу назад!
XXVIII-MMIX - 01.05.2009

Проекты экспозиций двух залов выставочного пространства «Руина» в период проведения выставки «Вперед, в Тридцатые!». Вверху: проект архитектурного бюро Pole, внизу – архитектурная группа «Дети Иофана»

Можно сказать, что существует лишь два разных способа сделать архитектурный проект: первый – это модерновый: создать нечто новое, новаторское и что-то необычное, а второй способ – это способ культурный, соединение всего уже придуманного и переработка этого, а впоследствии – создание полноценной, художественно наполненной реминисценции.

В проектах небольшого крыла сегодняшней молодой архитектуры, безусловно, присутствуют оба эти способа и даже больше, но главное – в их проектах отсутствуют прагматизм, декоративность, желание поразить. Молодые архитекторы хотят создать среду вокруг, а так как именно архитектура, которая повсюду окружает нас в большом городе, формирует сознание человека, то архитекторы хотят сделать эту среду романтичнее, возвысить человека, а главное – вписать вдохновившее их время в современный контекст.

Назвать этот способ определенным стилем пока рано, но сказать, что он уже зародился – можно. Видеть в нем обычную студенческую стилизацию тоже не хочется, да, кажется, и нельзя.

Считается, что для модернизма не нужно обладать большой долей культурности, можно просто сидеть и придумывать новые формы из подручных материалов, из вида из окна, «из какого сора», из своей безграничной фантазии. Тогда как при использовании исторического метода нужно много знать и складывать из этого сложную, а иногда и не очень, головоломку. Главное найти свой неповторимый стиль и двигаться в выбранном направлении, создавая свою архитектуру, свою среду. Главное – абстрагироваться от тогдашних политических событий и социальных процессов, главное – творить как художник, работать только формами (избранного времени) и, видимо, даже немного идеализировать время, которым хочется вдохновиться.

Ольга Банчикова
Центр нанотехнологий
Дипломный проект, 2008
Фото макета, фасад, фрагмент интерьера

Что же получается?! Кто-то любит Возрождение за его грацию и новаторство, кто-то – Древний Египет за его загадочность, у кого-то возникают положительные эмоции при взгляде на дворцы Ассиро-Вавилонского царства: разные интересы приводят к разным плодам творчества. Любители Растрелли и любители Брунеллески могут спорить до бесконечности. Кто-то вообще не считает себя приверженцем определенного стиля. А есть те, кто любит, в сущности, непонятно что. Но именно эта сильная симпатия рождает интересные и по-настоящему новаторские, несмотря на заимствование, архитектурные решения.

17 молодых архитекторов имеют абсолютно разное представление о «классике» и модернизме, об архитектуре вообще, и даже сложно разделить их на какие-нибудь определенные группы. Их «классические» интересы простираются от Палладио через американский вариант стиля ар деко начала XX века, модерн до стиля страны Советов (и Дворца Советов) тридцатых годов и далее до 2030-х и даже 3030-х. Все они были показаны на выставке «Вперед, в Тридцатые!». Почему были выставлены именно они, ответить сложно, они, так же как и многие другие, делают свое архитектурное дело. Охватить весь пласт молодой архитектуры просто невозможно, именно поэтому мы показали именно какие-то отдельные мотивы и узлы стилеобразования современного молодого архитектурного мира.

Дмитрий Башев
Центр по производству автомобилей и малой авиации «Руссо-Балт»
Дипломный проект, 2008

Экспозиция, разделенная условно на два зала, представляла собой те идеи для окружающего нас города и мира, которые готовят архитекторы в своих юношеских проектах. Они хотели показать, каким они видят наше будущее, а архитекторы не последние люди в оформлении среды городского человека.

Что получилось? Ольга Банчикова показывает свой дипломный проект центра нанотехнологий, совмещающего образовательную, исследовательскую и экспериментальную функции и их взаимодействия – помощь человеческой среде. Ее задача – сочетание высокотехнологичного закрытого научного учреждения с экспозиционной функцией. Ребристый скелет здания должен как бы выворачиваться наружу, обнажая общественную зону и скрывая помещения лабораторий. На семнадцатом международном смотре-конкурсе в Самаре этот дипломный проект стал лучшим в России и получил Гран-при Российской Академии архитектуры.

Максим Хазанов
Проект вертикального котеджного поселка, 2007

Дмитрий Башев сделал дипломный проект центра по производству автомобилей и малой авиации. Максим Хазанов показал несколько своих проектов, один из них круглый небоскреб, в котором на каждом ярусе существует зеленое пространство, таким образом, это не просто высотное здание, это здание, сложенное из личных маленьких домов с садом, но они как будто поставлены все один на другой.

Варвара Михельсон стремится следовать законам вечной классики и представляет свой дипломный проект – Гастрольный театр, Никита Голышев вдохновляется сталинскими высотками при создании своего многоэтажного жилого дома.

Варвара Михельсон
Гастрольный театр
Дипломный проект, 2008

Константин Лагутин видит жилой мир людей над землей, а мир передвижения – под ней. Его дипломный проект – это минималистичные маленькие жилые дома, которые, как некие животные на ножках-лапках, передвигаются по зеленым просторам полей, а все магистрали при этом спрятаны под землю. Лагутин Максим, окончив Московский архитектурный институт, уехал с компанией друзей на Кавказ и стал использовать там все свои познания в строительстве и архитектуре при создании жилья для самого себя, своей семьи и товарищей. Получился интересный проект под названием «Предпоследнее место жизни». Их дома созданы ими же самими, в них есть и новаторская идея, и простота, и даже иногда художественный смех над архитектурными стилями. Проект, представленный Айком Навасардяном – это застройка жилого района на Нагатинской набережной, главное в нем то, что автор задумывается о благоустройстве части города и создании благоприятной среды обитания человека в этом городе.

Анна Сажинова в своем проекте попробовала «накрыть» разрозненную и хаотичную планировку подмосковного города Подольска линейной транспортной инфраструктурой и создать город на сто тысяч жителей. Город должен состоять из четырех кварталов, между которыми расположатся так называемые буферные зоны с лесопарками, спортивными площадками и промышленными зонами.

Константин Лагутин
Проект жилого района
Дипломный проект, 2008

Что будет дальше? Все разбредутся по мастерским и продолжат творить свои стили, и делать свои новые здания, проекты и все то, каким они видят новые десятилетия нашего века?

У многих посетителей вызвало удивление то, каким образом все эти 17 человек решили представить свои проекты. Они положили их на пол и забросали опавшей листвой, устроив такую игрушку, заставив приходивших на выставку искать себя и ворошить эти желтые листья. Автором идеи дизайна экспозиции выступила архитектурная мастерская Pole, а именно: Константин Лагутин, Анна Сажинова, Олег Исаев и их коллеги Айк Навасардян, Мария Егорова, Михаил Цигельман, Дмитрий Лагутин, Денис Галич и Максим Лагутин, а все остальные волей-неволей согласились. И вот при ворошении старых опавших листьев (уходящих стилей, маститых мастеров архитектуры) уже прорывается новое молодое поколение. Может оно не все гениально, а может быть и все, оно себя еще покажет, для этого нужно время. Но то, что эти архитекторы уже могут создать настроение еще не пришедшей эпохи, уже здорово.

Никита Голышев
Проект многоэтажного жилого дома, 2007

В противовес им второй зал заняла архитектурная группа «Дети Иофана». Их инсталляция выглядела своеобразной доминантой после листьев первого зала, но она настолько плавно и гармонично вырастала из листьев, что многие решили что «Дети» сами придумали «уложить» остальных участников на пол и выделить именно себя среди всей архитектурной «поросли». Это было не так. Никто не хотел выпячивать свое творчество, и первоначально предполагалось сделать в первом зале также большую инсталляцию, но потом все решили совершить такой ход, создать своеобразный перформанс и залечь под листья. Конечно, при большом скоплении посетителей разгрести что-либо было сложно, но, с другой стороны, тот, кто хотел увидеть эти проекты – их увидел.

Архитектурная группа «Дети Иофана» считает себя последователями архитектуры раннего советского времени, точнее, начала тридцатых годов. Для того чтобы знать, а тем более копировать этот стиль, нужно иметь определенный культурный пласт, нужно образование. Невозможно просто взять, скопировать постройку и потом назвать ее своей, нельзя вдохновиться неизвестно чем. Творчество группы не новаторское, но очень завораживает. Вокруг нее собирается целая команда таких же подражателей и любителей. Но у «Детей» это стремление и подражательство немного другое, это нечто, на что можно положить жизнь, это, возможно, некая формула успеха.

Максим Лагутин
Экологические постройки на Кавказе

Группа «Дети Иофана» образовалась в 2006 году в связи с участием Бориса Кондакова и Степана Липгарта в фестивале «Город Детства» и должна была просуществовать лишь на время осуществления проекта. Название казалось им «разовым» и не имеющим никакого продолжения, но оно приклеилось прочно. И позже они поняли, что и название, и сама их команда могут существовать и далее, и решили продолжить свой творческий союз. За первым фестивалем последовали другие, возникли новые объекты, следующие инсталляции. Сейчас в портфолио архитекторов названной группы уже несколько осуществленных фестивальных объектов и несколько конкурсных проектов.

Почему именно «Дети Иофана»?! Во-первых, Кондаков и Липгарт считают себя детьми того времени, времени 20-30-х, и хотят быть последователями архитекторов этого времени, использовав невоплощенные изобретения и идеи в своем новом стиле. Помимо имени самого Бориса Иофана, в названии группы слышатся имена таких архитекторов, как Ной Троцкий, Лев Руднев, Алексей Душкин и Илья Голосов.

Анна Сажинова
Город на 100 тысяч жителей. Дипломный проект, 2007
Генеральный план

Еще одним объяснением названия может быть то, что архитектор Борис Иофан и его жена, итальянка Ольга Руффо, не имели детей. Интригует приверженность двух московских молодых людей к личности Иофана, их творческого «отца». Игра в «детей» – еще одна сторона творчества группы. «Дети» каждый год 28 апреля, в день рождения Бориса Иофана по новому стилю, ходят на могилу «отца», захороненного на новой территории Новодевичьего кладбища в стене-колумбарии. Творческий процесс «детей» – это не просто стилизация своих проектов под так любимые ими тридцатые годы, это еще и огромная исследовательская база, а главное, попытка создать свой стиль и направление.

Этот вид творчества – легкое сочетание постмодернизма, хотя сами участники группы никогда с этим не согласятся, и книжно-архитектурной культуры, но постмодернизм этот особенный, он без иронии. Если в постмодернизме используется смесь разных стилей, обыгрывающаяся с юмором, то в творчестве этой группы этого чувства нет вовсе. Здесь все серьезно, но при этом некая игра все равно присутствует. Странная, иногда серьезная, а иногда, наоборот, легкомысленная, но игра, и играя в нее, архитекторы вырабатывают свой неповторимый стиль, и именно поэтому они идут и зовут всех вперед в тридцатые, так же как и могли бы звать всех вперед в 50-е в 70-е, вперед в Древнюю Грецию, то есть в пятый век до нашей эры. Если все пойдут за ними…

Айк Навасардян
Проект жилого района на Нагатинской набережной
Дипломный проект, 2007

Борис Кондаков и Степан Липгарт хотят создать из этой, уже кажется совсем забытой и давно ушедшей эпохи новое, использовать ее основные мотивы, взять эту эпоху и ее архитектуру за образец и сделать нечто свое, непохожее на предыдущее. Пока получается неплохо, но как же воспринимать этот вид молодого творчества? Как реминисценции уже созданной культуры и стиля? Как попытку возобновить и вернуть время, повернуть его вспять? Или все-таки как нечто новое, инновационное и занятное, достойное внимания? Сама попытка сделать что-то новое через старое уже кажется странной, сейчас все только хотят вперед в будущее, создавать нечто совершенно невиданное, забывая о старых технологиях и формах. А тут двое молодых архитекторов изучают документы тридцатых годов ради того, чтобы использовать их в новой архитектуре. «Дети» именно такие, они хотят не возобновить, а создать нечто свое, и, наверно, эта попытка будет иметь успех, надеемся, что это у них получится. А уважают всегда больше тех, кто ведет за собой.

Выставкой, прошедшей в МУАРе, мы не хотели возвращаться в тридцатые, и архитекторы не хотели возвращаться в тридцатые как в политическую эпоху, но дух творчества и дух архитектуры тридцатых с ее решениями, культурными аспектами и новыми зданиями манит их, завораживает. Им хочется последовать за этой архитектурой, оказаться внутри нее, пожить ее жизнью.

Степан Липгарт (подача: Борис Конадков)
Центр культуры и искусства в ансамблевой застройке набережной Тараса Шевченко в Москве. Дипломный проект, 2007

И конечно ясно, что никто из представленных на выставке молодых архитекторов, даже «Дети Иофана», не хочет именно в 1930-е как в политическую эпоху, про которую так упорно твердили перед открытием выставки.

«Вперед, в Тридцатые!» не значит, что мы хотим в Советский Союз времени репрессий, ГУЛАГа и партийных чисток, мы можем также хотеть в конструктивизм, в НЭП, даже в военный коммунизм. Некоторые участники выставки могут выполнять свои проекты не в классической форме, а, наоборот, немного конструктивистской или просто с применением отдельных классических элементов, кто-то вообще никогда не вспоминает о 30-х годах XX века и никогда не вдохновлялся этим временем, а, наоборот, стремится в 2030-е, время своей архитектурной зрелости. Из тридцатых годов двадцатого века молодые архитекторы черпают идеи, в тридцатые годы двадцать первого века они стремятся попасть – со своими новыми и старыми идеями, со своими проектами, со своими еще не состоявшимися реализациями.

Архитектурная группа «Дети Иофана»
Степан Липгарт, Борис Кондаков
Дом-монумент. Проект для конкурса «Дом для Звезды», 2007

А кто-то во времени тридцатых годов видит лишь красоту форм, забывая про ужасы тоталитарных режимов, их завораживает романтика этой эпохи, с парадами, сельскохозяйственными выставками, пустой и чистой Москвой, женщинами в белых платьях и гребцами на Москве-реке. Мы знаем это время по фильмам, документальным съемкам, «купаемся» в нем так, как хотели бы создатели этих фильмов.

Наша выставка – это наш взгляд на эпоху. Это сумасшедший взгляд на эпоху. Это даже в чем-то соц-арт в архитектуре. Молодые архитекторы выхватывают из разных эпох яркие моменты, яркие детали, делая свой уже архитектурный коллаж. Дерзко, иногда смешно и всегда с долей сумасшествия.

Но все они все равно рвутся вперед к новым умным технологиям, к высоте зданий, к новой жизни, с новыми стилями, и не оглядываются на какие-то там стили, и не копируют ничьи постройки, просто видят себя первооткрывателями чего-то нового.

Архитектурная группа «Дети Иофана»
Степан Липгарт, Борис Кондаков.
Цеппелин-станция. Конкурсный проект, 2008

Повторения не будет и не может быть, на фундаменте старой архитектуры нужно построить нечто новое. Именно это новое хотят сотворить молодые архитекторы, использующие выбранную эпоху как архив идей, но идеи и их воплощение модернизируются, и вот рождается что-то новое, а самое главное – интересное. Они не живут эпохой, а играют в погружение в нее, соединяя те годы с сегодняшним днем.

Это игра, игра с архитектурой в архитектуру. Есть ли у нее рамки? Играя, архитектор не осознает, что может перейти рамки историзма или залезть в постмодернизм. Он просто создает свой проект на том или ином уровне. Играя с архитектурой, культурой тоталитарных режимов, нужно все-таки помнить, что должно существовать какое-то объяснение того, почему с ними играют. Иначе тебя назовут последователем советского строя, неофашистом и далее – как придется, и никто не вспомнит, что творческого человека привлекла лишь культура этой эпохи, а не ее вождь, опять же красота формы, а не красота политического режима.

Но и игра может быть разной. Например, глазами обывателя: для старушки, бредущей из магазина домой, и модернистское, и неоклассическое здание одинаково, и его оценка идет на уровне «нравится – не нравится». Она никак не может угадать, где тут спрятан Даниил Фридман, а где Борис Иофан, какой карниз похож на карниз у Алексея Щусева, а какой – на карниз у Ноя Троцкого, а может быть, это сам гений современной архитектуры построил это, нет просто здание страшное или красивое, веселое, яркое или хмурое.

Архитектурная группа «Дети Иофана»
Степан Липгарт, Борис Кондаков.
Дом-ГЭС
Проект для конкурса «Дом-автоном»

Поиграть с фасадом здания так же, как с ним играет архитектор, вот что должен хотеть прохожий. А значит, сам архитектор обязан вложить в здание некие знаки, и здание станет наглядным учебником. Только тогда игра в «стиль» будет оправдана.

Игра во «время» исключает воспоминания о каких-либо кровавых режимах. Это авторы как-бы пропускают, этот пласт не присутствует. Все торжественно, и для кого-то главным вдохновителем стал Борис Иофан, а для кого-то – древнегреческий ордер, самый утонченный и правильный. Те, кто любит Древний Египет, не помнят, что и в нем присутствовало угнетение народа, об этом не вспоминают, а просто наслаждаются величественностью пирамид, колоннад и сфинксов. Этот пласт просто проскальзывает, его доля – остаться в учебниках истории и быть найденным лишь студентами университетов. Мы же видим только страну небывалых строительных технологий, и она нас интересует именно с точки зрения архитектуры, а не как рабовладельческое государство во главе с фараоном.

И возможно, завтра придут «Внуки Фридмана», а по МАрхИ уже расхаживает «Правнучка Леонидова», а «Потомки Брунеллески» уже готовят свой первый проект. Все они играючи творят новое на подмостках старого, на фундаменте, на прочном, проверенном веками и годами фундаменте. А какими будут наши тридцатые, решать именно сейчас.

Некоторые участники нашей выставки, возможно, продолжат творить и строить в том же стиле, кто-то пойдет дальше и попытается создать нечто новое в другом стиле.

«Дети Иофана» играют в тридцатые, и игра эта немного опасна. Они любят раннюю архитектуру страны Советов, как будто они живут в ней, любят самозабвенно, хотят, возможно, в ней существовать, но существовать не как во временном пространстве, а как в образе эпохи. Слушая их восторженные отклики о той культуре и времени, забываешь, что это страшное время нагнетания, закручивания гаек и просто неясности и тоталитаризма в худших его проявлениях. Все забывается, хочется сесть и смотреть, смотреть на «Новую Москву», отстроенную ВДНХ, фильмы середины тридцатых. И даже «Олимпию» и «Триумф воли» Лени Рифеншталь они видят глазами. Здесь опять на первое место выступает красота форм.

В этих «великих и ужасных» эпохах первой половины XX века хочется искать позитив, если, конечно, повезет, вы его отыщете. Понемногу все люди вокруг группы заражаются этим вирусом обожания этой эпохи. И кажется, что все перечитали первую книгу «Детей Арбата» и не знают или не хотят знать продолжения. Все мило, и лишь иногда что-то может насторожить и заставить задуматься над дальнейшим развитием событий.

Кто-то уже решил остаться в нем надолго и продолжить внедряться и изучать его. Кто-то еще на распутье и просто решил попробовать себя на этом поприще.

Что лучше, моднее, правильнее – решать публике, а главное – самим последователям этого стиля. Как они его дальше видят – как воплощение юношеской и не очень ясной мечты, чудесное и полное возвращение в старое, поиск нового при учете старого?

Смогут и захотят ли оставаться в этом придуманном ими стиле представленные архитекторы, может быть, найдут другой, уйдут в классику, а возможно, вообще полностью окунутся в модернизм – покажет время. Сейчас они хотят развиваться так и двигаться в заданном направлении.

Создавая новое в любом из видов искусства, мы движемся вперед и зовем всех окружающих двигаться за собой. И тогда гарантирована уверенность в победе и создание действительно новаторского, а откуда черпаются идеи – важно лишь на первом этапе. Все это говорит о любви к культуре, о желании знать ее и изучать, а не перешагивать через нее в достижении своих творческих целей.

Просто двигаться по своей линии, гнуть ее и придумывать, создавать, творить новый стиль, стиль сегодняшнего дня, а главное – быть самим его приверженцами, только тогда будет успех.

Время идет вперед, хотя хочет взять нечто из прошлого. Просто это новое видится архитекторами через призму старого. Увидеть будущее в зеркале прошлого – вот главная цель этой молодой архитектуры, и что не менее важно – создать романтический образ именно своей эпохи.

вверх

 Здесь / постройка

     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Смена декораций
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Владимир Седов
Сделано после Палладио
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Дмитрий Швидковский
Неоклассика как язык игры
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Правила игры
Концепция выставки «Сыграем в классику»
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Мария Седова
Ни шагу назад!
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна