приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Метафора погружения
XXI-MMVII - 01.06.2007

Проект виллы «Калипсо» на территории пансионата «Клязьминское водохранилище»
2006
Архитектор Илья Уткин и «Студия Уткина»

План дома с участком

Жанр загородного дома имеет свойство диктата: он подталкивает хозяев и гостей к тому или иному образу жизни, он подсказывает маршруты в интерьере и вокруг дома, он даже подбрасывает какие-то образы и воспоминания. Кажется, что все это проделывает сам дом, но большую часть этих «векторов» или указаний создал архитектор еще до начала возведения стен, до сведения крыши, до отделки комнат. Конечно, заказчик сообщил архитектору свои пожелания, но затем архитектор принялся сочинять реальность – в соответствии с современными ему канонами, стилями, типами – или в противоречии с ними. Иногда рождается образ пронзительный, заставляющий все время возвращаться к лежащему в его основе мифу, пересказывать его, вспоминать его при проходе по комнатам или приближении к дому. Такова вилла «Калипсо» спроектированная в качестве люстгауза, дома для развлечений. Она еще только в проекте, но в чертежах уже угадывается ее необычный характер, ее тайна.

В загородном доме для развлечений люди должны хотя бы ненадолго и несильно, но все же выпадать из своего времени. Для этого нужно создать среду, создающую видимость вневременного покоя (или столь же вневременного веселья). О выпадении из времени говорит даже название виллы: оно заставляет сразу вспомнить рассказ о нимфе Калипсо из «Одиссеи»: она обещала Одиссею бессмертие и вечную молодость – лишь бы он остался на очарованном острове. Так, ясно, вилла эта – зачарованный остров отдыха для вечно молодых. С другой стороны, сам архитектор вспоминает еще и корабль Жака-Ива Кусто, называвшийся тоже «Калипсо» и занимавшийся погружениями в подводный мир. Значит, резюмируем мы, еще и погружение.

Архитектура виллы является развернутой метафорой сразу двух смыслов своего названия: это и зачарованный остров, и полупогрузившийся (в землю) объект. Но прежде всего это метафора погружения: дом представляется древней постройкой, на треть прикрытой наросшим за столетия культурным слоем. Значит, архитектор говорит еще и о погружении в прошлое, о мнимой древности постройки, ушедшей в землю Подмосковья за невесть какие протекшие века. Тут можно накручивать смыслы сколько душе угодно, и самые разные.

Если легенды дома уже созданы, готовы к «употреблению» и даже приняты как фабула будущих рассказов, то можно внимательнее посмотреть на то, как они сделаны формально, какова породившая их архитектура. Илья Уткин создал несколько загородных домов, в которых комфорт сочетал с какой-то щемящей нотой грусти, исходящей от сопоставления современных поверхностей и материалов с классическими колоннами и фронтонами. Эта же тема развернута в композиции и декорации фасадов виллы «Калипсо». На довольно протяженный прямоугольный в плане объем «навешаны» в определенной системе: подъездной портик с далеко вынесенными пилонами – на главном фасаде, колонные портики в антах – на торцах, похожий портик на парковом фасаде, а также еще сандрики над окнами и руст на некоторых объемах. Все вместе складывается в облик представительной виллы, в стиле которой нет всеобъемлющей неоклассической стилизации, а есть вторжение классицистических деталей в современный бетонно-стеклянный объем. Это вторжение сродни структурированию массы отдельными тягами, оно поддерживает легенду о древности дома, о его историчности.

Но только разглядев все вместе, окинув дом беглым взглядом или обойдя кругом, нельзя понять того, как он сделан. Нужно приблизиться вплотную, чтобы понять, что перед нами структура гораздо более объемная, чем это было видно издалека, что большой отрезок то ли римского акведука, то ли базилики погружен в землю, выглядывая на уровне дневной поверхности только верхушками архивольтов. Фасады у этой части тоже есть, только они находятся в глубоких щелях, обходящих дом, – как после археологических раскопок. Там, в подземном мире, помещен бассейн с громадными тройными окнами по сторонам (это возникшие в древнеримских термах «термальные» окна). На первом этаже расположены три больших зала, вероятно, кабинет, столовая и холл. С этого уровня лестницы, спрятанные в трех из четырех ризалитов, ведут вверх и вниз, причем они задуманы так, что людские «ручейки» (вряд ли здесь можно говорить о «потоках») не пересекаются, полуголые люди из бассейна не сталкиваются с облаченными господами в холле, а прислуга, как и положено, проживающая под крышей, попадает по своей отдельной лестнице в строго отведенные ей места.

Получился классицистический зачарованный остров, в котором, кажется, нет места сомнительным удовольствиям или сжигающей скуке. Архитектор создал образ отдыха, покоя, загородной оторванности от суетных дел и людей. Он передал это в графике, суровой и таинственной, а эта архитектурная графика, в свою очередь, готова к трансляции образов в вечные материалы. Если переводить эти образы на практический язык, то главным свойством отдыха здесь, на вилле «Калипсо», будет не воспарение, не сладкое ничегонеделание, а погружение: интеллектуальное погружение в засыпанные термы, ставшие подмосковным люстгаузом.

Поперечный разрез

Чертежи дома: продольные и торцовые фасады, разрезы

План 1-го этажа

План 2-го этажа

План мансардного этажа

вверх

 Здесь / постройка

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Михаила Мамошина
«Новый дом на Карповке»
Неля Оселко
Ар Деко и современность
     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Бориса Уборевича-Боровского
Усадебный дом в поселке Озерный
Владимир Седов
Другая жизнь Елагина дворца
     

 Здесь / проект

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Илья Уткин и «Студия Уткина»
Проект виллы «Калипсо»
Владимир Седов
Метафора погружения
     

 Здесь / рейтинг

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Попытка навести порядок
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна