|
|
Современная классика
Владимир Седов
Другая жизнь Елагина дворца
XXI-MMVII - 01.06.2007
Усадебный дом в поселке Озерный
Мастерская Бориса Уборевича-Боровского
(ub_design)
Авторский коллектив: Борис Уборевич-Боровский, Сергей Нарольский, Галина
Нарольская.
При участии Дмитрия Бархина и Ирины Шумаевой
Проектирование и строительство
1999–2006

Главный фасад дома
в поселке Озерный
Хозяева подмосковных земельных участков и московские архитекторы находят
разнообразные образцы для возводимых на этих участках домов. Одним из
самых редких образов является дворец,
тогда как вилла, коттедж, «дом прерий»
или усадебка встречаются гораздо чаще.
В данном случае и заказчик, и архитектор
пытались найти образ большой усадьбы,
загородного дворца, совмещающего красоту форм с их представительностью,
а классицистический облик – с крупным масштабом и большими площадями
(в проектном задании уже значились 2500
кв. м.). В результате поиска конкретного
образца был облюбован Елагин дворец,
выстроенный в 1818–1822 годах для
императора Александра I на Елагине острове – тогдашней окраине Петербурга.

Фасад Елагина дворца
Росси «с приезда»
Автором императорского загородного дворца в стиле ампир был Карл
Иванович Росси. Он использовал в своем
проекте композиционную схему уже стоявшего здесь дворца второй половины
XVIII века в стиле раннего классицизма:
прямоугольный блок с выступающим
полукруглым ризалитом в центре фасада,
выходящего к реке. Вокруг венчающего
этот ризалит купола двухэтажный дворец
повышается, образуя третий этаж, декорированный как аттик. Фланги дворца
отмечены дополнительными портиками,
перекликающимися как с полуротондой
на речном фасаде, так и с центральным «широким» портиком на фасаде
«с приезда». Росси декорировал дворец
коринфским ордером некоего обобщенно-римского образца, а в повышенной части
вокруг купола несколько неожиданно
применил короткий дорический ордер.

Генеральный план участка в поселке Озерный
Дословно повторять шедевр русского
ампира – не в правилах современной
культуры. Повторение, которое было
основой средневекового архитектурного творчества, сейчас означает только
тиражирование или даже клонирование, а потому в профессиональной среде
практически не рассматривается – даже
как возможность. Но и стилизация «на
тему» в данном случае не была уместной:
образец ведь был найден конкретный,
не размытый образ, а вполне реальное здание с законченной композицией
и системой декора. Поэтому архитектор и заказчик пошли по пути, который
можно назвать актуализацией: основные
формы образца были переданы в точности, а отдельные узлы, декоративные
формы и даже детали ордера менялись
в соответствии с самыми разными соображениями: уместности, комфорта,
образности, представительности. В результате получился необычный сюжет:
в Подмосковье возник не двойник и не
клон, а похожий образ, осовремененный
в соответствии с представлениями архитекторов. А общий эффект получился
такой же, как при копировании в Средневековье: дальние расстояния, неточные
чертежи и изменения «по месту» позволяли тогда и позволили сейчас (только
чертежи были точными) создать другой
образ, дать копируемому образу другую
жизнь.

Парковый фасад
Что было изменено в общей композиции и в композиции отдельных
фасадов? Во-первых, у Росси есть невысокий стилобат под дворцом, а в проекте Уборевича-Боровского он превратился
в значительный объем, и сам новый
дворец оказался вознесенным над рустованным основанием с сегментными
окнами. Возник эффект большей парадности. Во-вторых, ордер, для разработки
которого пригласили убежденного классициста Дмитрия Бархина, был сделан не
такой, как в Елагине дворце, а такой, как
в римском Пантеоне (или шире – в императорском Риме вообще), чуть «кудрявее»
россиевского. Получился эффект большей «римскости». В-третьих, не были
дословно повторены формы аттика и окон
в нем: была изменена форма купола,
окна по сторонам полуротонды лишились
разделяющих колонок, исчезли металлические решетки балконов. В результате
«речной» фасад в новом дворце стал
холоднее.

Вид на парковый фасад дома в Озерном
И, наконец, главный портик Росси
(шесть пар сдвоенных колонн с аттиком
над ними) был не повторен, а заменен
более узким четырехколонным портиком
с фронтоном. Сделано это было, по словам
Бориса Уборевича-Боровского, для того,
чтобы ввести московскую тему в петербургский дворец. Действительно, этот
портик с фронтоном полностью переменил «лицо» главного фасада, сообщив ему
казаковские черты.

Вид на «речной» фасад Елагина дворца
Получившаяся постройка является
результатом эксперимента по переносу
образа с одной почвы на другую с изменением отдельных узлов и деталей. Этот
опыт следует признать удачным: здание
«получилось», сложилось в некое целое,
в котором есть и общий эффект дворцовости, и свое содержание, заключающееся
в тех перечисленных отличиях, которые
заставляют зрителя постоянно обращаться к смутно-запомненному или четко
увиденному на фотографиях образу Елагина дворца. Но созданный новый образ не
лишен и определенной холодности,
которая получается из-за копирования
или воспроизведения по современным
чертежам и в современных материалах.
Здесь невольно возникает вопрос: следовало ли вообще идти за Росси, нельзя ли
было создать нечто «в духе», но более свободное? Или это уже совершенно другая
задача? В рамках же копирования архитекторы достигли максимальной свободы,
введя собственные формы и превратив
Елагин дворец в его подобие в одной из
новых Подмосковных – с московским размахом и московским оттенком.
Следует сказать, что в классицистических интерьерах дворца, строгих
и графичных, стиль Росси совсем не соблюден, так что интерьеры – совершенно
другая история, самостоятельное творчество, к строительству по образцу никак не
относящееся.


Стилобат, пандусы, портики, строй фасадов – в Елагине дворце (вверху) и в
доме в поселке Озерный


Эскизы подсветки фасадов дома в Озерном



Проекты интерьеров дома в Озерном: зал, столовая, бильярдная


Прямое сопоставление фасадов «с приезда»: дом в Озерном (вверху) и Елагин
дворец
|
 |
|