приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Другая жизнь Елагина дворца
XXI-MMVII - 01.06.2007

Усадебный дом в поселке Озерный
Мастерская Бориса Уборевича-Боровского (ub_design)
Авторский коллектив: Борис Уборевич-Боровский, Сергей Нарольский, Галина Нарольская.
При участии Дмитрия Бархина и Ирины Шумаевой
Проектирование и строительство
1999–2006

Главный фасад дома в поселке Озерный

Хозяева подмосковных земельных участков и московские архитекторы находят разнообразные образцы для возводимых на этих участках домов. Одним из самых редких образов является дворец, тогда как вилла, коттедж, «дом прерий» или усадебка встречаются гораздо чаще. В данном случае и заказчик, и архитектор пытались найти образ большой усадьбы, загородного дворца, совмещающего красоту форм с их представительностью, а классицистический облик – с крупным масштабом и большими площадями (в проектном задании уже значились 2500 кв. м.). В результате поиска конкретного образца был облюбован Елагин дворец, выстроенный в 1818–1822 годах для императора Александра I на Елагине острове – тогдашней окраине Петербурга.

Фасад Елагина дворца Росси «с приезда»

Автором императорского загородного дворца в стиле ампир был Карл Иванович Росси. Он использовал в своем проекте композиционную схему уже стоявшего здесь дворца второй половины XVIII века в стиле раннего классицизма: прямоугольный блок с выступающим полукруглым ризалитом в центре фасада, выходящего к реке. Вокруг венчающего этот ризалит купола двухэтажный дворец повышается, образуя третий этаж, декорированный как аттик. Фланги дворца отмечены дополнительными портиками, перекликающимися как с полуротондой на речном фасаде, так и с центральным «широким» портиком на фасаде «с приезда». Росси декорировал дворец коринфским ордером некоего обобщенно-римского образца, а в повышенной части вокруг купола несколько неожиданно применил короткий дорический ордер.

Генеральный план участка в поселке Озерный

Дословно повторять шедевр русского ампира – не в правилах современной культуры. Повторение, которое было основой средневекового архитектурного творчества, сейчас означает только тиражирование или даже клонирование, а потому в профессиональной среде практически не рассматривается – даже как возможность. Но и стилизация «на тему» в данном случае не была уместной: образец ведь был найден конкретный, не размытый образ, а вполне реальное здание с законченной композицией и системой декора. Поэтому архитектор и заказчик пошли по пути, который можно назвать актуализацией: основные формы образца были переданы в точности, а отдельные узлы, декоративные формы и даже детали ордера менялись в соответствии с самыми разными соображениями: уместности, комфорта, образности, представительности. В результате получился необычный сюжет: в Подмосковье возник не двойник и не клон, а похожий образ, осовремененный в соответствии с представлениями архитекторов. А общий эффект получился такой же, как при копировании в Средневековье: дальние расстояния, неточные чертежи и изменения «по месту» позволяли тогда и позволили сейчас (только чертежи были точными) создать другой образ, дать копируемому образу другую жизнь.

Парковый фасад

Что было изменено в общей композиции и в композиции отдельных фасадов? Во-первых, у Росси есть невысокий стилобат под дворцом, а в проекте Уборевича-Боровского он превратился в значительный объем, и сам новый дворец оказался вознесенным над рустованным основанием с сегментными окнами. Возник эффект большей парадности. Во-вторых, ордер, для разработки которого пригласили убежденного классициста Дмитрия Бархина, был сделан не такой, как в Елагине дворце, а такой, как в римском Пантеоне (или шире – в императорском Риме вообще), чуть «кудрявее» россиевского. Получился эффект большей «римскости». В-третьих, не были дословно повторены формы аттика и окон в нем: была изменена форма купола, окна по сторонам полуротонды лишились разделяющих колонок, исчезли металлические решетки балконов. В результате «речной» фасад в новом дворце стал холоднее.

Вид на парковый фасад дома в Озерном

И, наконец, главный портик Росси (шесть пар сдвоенных колонн с аттиком над ними) был не повторен, а заменен более узким четырехколонным портиком с фронтоном. Сделано это было, по словам Бориса Уборевича-Боровского, для того, чтобы ввести московскую тему в петербургский дворец. Действительно, этот портик с фронтоном полностью переменил «лицо» главного фасада, сообщив ему казаковские черты.

Вид на «речной» фасад Елагина дворца

Получившаяся постройка является результатом эксперимента по переносу образа с одной почвы на другую с изменением отдельных узлов и деталей. Этот опыт следует признать удачным: здание «получилось», сложилось в некое целое, в котором есть и общий эффект дворцовости, и свое содержание, заключающееся в тех перечисленных отличиях, которые заставляют зрителя постоянно обращаться к смутно-запомненному или четко увиденному на фотографиях образу Елагина дворца. Но созданный новый образ не лишен и определенной холодности, которая получается из-за копирования или воспроизведения по современным чертежам и в современных материалах. Здесь невольно возникает вопрос: следовало ли вообще идти за Росси, нельзя ли было создать нечто «в духе», но более свободное? Или это уже совершенно другая задача? В рамках же копирования архитекторы достигли максимальной свободы, введя собственные формы и превратив Елагин дворец в его подобие в одной из новых Подмосковных – с московским размахом и московским оттенком.

Следует сказать, что в классицистических интерьерах дворца, строгих и графичных, стиль Росси совсем не соблюден, так что интерьеры – совершенно другая история, самостоятельное творчество, к строительству по образцу никак не относящееся.

Стилобат, пандусы, портики, строй фасадов – в Елагине дворце (вверху) и в доме в поселке Озерный

Эскизы подсветки фасадов дома в Озерном

Проекты интерьеров дома в Озерном: зал, столовая, бильярдная

Прямое сопоставление фасадов «с приезда»: дом в Озерном (вверху) и Елагин дворец

вверх

 Здесь / постройка

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Михаила Мамошина
«Новый дом на Карповке»
Неля Оселко
Ар Деко и современность
     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Бориса Уборевича-Боровского
Усадебный дом в поселке Озерный
Владимир Седов
Другая жизнь Елагина дворца
     

 Здесь / проект

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Илья Уткин и «Студия Уткина»
Проект виллы «Калипсо»
Владимир Седов
Метафора погружения
     

 Здесь / рейтинг

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Попытка навести порядок
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна