приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елена Гонсалес
Вольное изложение сюжета
XX-MMVI - 10.03.2007

Панорама застройки пешеходной улицы со стороны Итальянских садов.
Пьеро делла Франческа. Урбинскте ведуты. 1469

Мастерской архитектора Михаила Мамошина в 2002 году был разработан проект реконструкции участка, заключенного между улицей Маяковского и улицей Восстания. Проектом предусмотрено создание пешеходной зоны с восстановлением Итальянских садов, ранее располагавшихся в зоне реконструкции. Собственно тема итальянского наследия – от римских форумов до ренессансных композиций Пьеро делла Франческа – и инспирировала проектные идеи, частично воплощенные в первой очереди строительства. Михаил Мамошин оперирует набором архитектурных образов, «перечисленных» в «Урбинских ведутах» (1480) знаменитого итальянца: арена, арка, башня, колоннада. Он складывает из этого пазла своеобразную картину – фрагмент «Идеального города» XXI века. Сюжет традиционен: площадь, улица, парк. Площадь формируется тремя зданиями: Павловским женским институтом, построенным в 1845–1855 годах архитектором Желязевичем, а также отелем и бизнес‑центром. Каре замыкается парком (Итальянские сады). Начало пешеходного дублера со стороны улицы Маяковского оформлено башней гостиницы, с улицы Восстания ансамбль акцентирован цилиндром жилого дома.

Фасад комплекса со стороны улицы Маяковского

Фасад по пешеходной улице (лот № 4)

Поперечный и продольный разрезы (лот № 4)

Фасад со стороны улицы Восстания (лот № 1)

Фасад по пешеходной улице (лот № 1)

Поперечный и продольный разрезы (лот № 1)

Укладывая разновременные и типологически отличные друг от друга постройки прошлого в рамки возрожденческих градостроительных изысканий, архитектор применяет постмодернистский коллажный принцип, позволяющий сочетать «базовые» образы с современными материалами. Своеобразие ситуации заключается в том, что исторические репликанты помещаются в историческую же застройку, однако стилистический вектор новых строений радикально не совпадает с уже имеющимися зданиями. Петербургский ампир так же далек от римских колизеев и венецианских кампанил, как и от стеклянных «огурцов» Фостера или бетонных «макарон» Захи Хадид. В этом смысле версия «классики в стиле contemporary architecture», сформулированная Михаилом Мамошиным, выглядит вполне легитимной.

Элемент завершения здания

Стилизованный ордер – отсылка к многоступенчатой башне эпохи Возрождения

Итак, мы имеем дело именно с современной архитектурой, связанной с историческим контекстом лишь эклектической традицией XIX–XX веков. Проект в целом являет собой городской квартал, декорированный в «римском» стиле. Декорированность задана не в смысле декор‑украшение, это скорее декорация, вольное изложение сюжета «Антония и Клеопатры» в современной постановке. Режиссеру важна именно коллизия, расстановка сил. Так же и архитектору важен символ, пространственная интрига, позволяющая расширить временные рамки восприятия архитектуры. Классические формы обозначены знаками: Колизей – круглой трехступенчатой аркадой, Башня – многоярусным ордером, Арка – «мостиком», перекинутым через пешеходную улицу и трехчастным портиком бизнес‑центра. Однако ни одна форма не завершена. Арка оказывается перерезанной в уровне пяты стеклянным трехъярусным переходом. Колизей выглядит «ареной» лишь со стороны, обращенной к Итальянским садам и площади Восстания. Далее по пешеходной улице фасад продолжается понижающимся каскадом колоннад. Здание как бы руинировано и затем достроено. Но не в соответствии с изначальным образцом, а в логике воссоздающейся улицы. То же происходит и с Башней. Градостроительная необходимость достраивает круглый в плане объем «акведуком», формирующим уличный фасад и перекликающимся с аркадой «Колизея». Все эти архитектурные вольности ясно указывают на истинную природу архитектуры и ее современную тектоническую основу. Несущими оказываются скрытые каркасные конструкции, защитно‑ограждающими стенами – хрупкое стекло. Удел камня – быть лишь обрамлением, это своего рода упаковка или, скорее, обложка исторического романа, написанного на сленге наших дней.

Оттенки и фактуры гранитной отделки близки к светлому итальянскому мрамору. В своей мозаичности они воспроизводят руинированную римскую кладку

И, как книги заполняют полки библиотеки, обращаясь к читателю своим корешком, так и новые здания, спроектированные мастерской М. А. Мамошина, заполняют лакуны в застройке центра Санкт‑Петербурга, обращаясь к горожанам своими фасадами.

<<вернуться

вверх

 Здесь / проект

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Алексей Бавыкин
Проект офисного здания на Можайском шоссе
Владимир Седов
Руины на шоссе
     

 Здесь / постройка

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Михаил Мамошин
Гостиничный комплекс Novotel в Санкт-Петербурге
Елена Гонсалес
Вольное изложение сюжета
     
10.03.2007 - XX-MMVI
Архитектурная группа «Н2А»
Реконструкция корпусов 44 и 45 фабрики «Красная роза 1875»
Неля Оселко
Фабрика-офис
     

 Здесь / интервью

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Дмитрий Бархин
Моя архитектура профессиональная, а не профессорская
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна