|
|
Современная классика
Елена Гонсалес
Вольное изложение сюжета
XX-MMVI - 10.03.2007
Панорама застройки пешеходной улицы со стороны Итальянских садов.
Пьеро делла Франческа. Урбинскте ведуты. 1469
Мастерской архитектора Михаила Мамошина в 2002 году был разработан проект
реконструкции участка, заключенного между улицей Маяковского и улицей Восстания.
Проектом предусмотрено создание пешеходной зоны с восстановлением Итальянских
садов, ранее располагавшихся в зоне реконструкции. Собственно тема итальянского
наследия – от римских форумов до ренессансных композиций Пьеро делла Франческа –
и инспирировала проектные идеи, частично воплощенные в первой очереди
строительства. Михаил Мамошин оперирует набором архитектурных образов, «перечисленных»
в «Урбинских ведутах» (1480) знаменитого итальянца: арена, арка, башня,
колоннада. Он складывает из этого пазла своеобразную картину – фрагмент «Идеального
города» XXI века. Сюжет традиционен: площадь, улица, парк. Площадь формируется
тремя зданиями: Павловским женским институтом, построенным в 1845–1855 годах
архитектором Желязевичем, а также отелем и бизнес‑центром. Каре замыкается
парком (Итальянские сады). Начало пешеходного дублера со стороны улицы
Маяковского оформлено башней гостиницы, с улицы Восстания ансамбль акцентирован
цилиндром жилого дома.
Фасад комплекса со стороны улицы Маяковского
Фасад по пешеходной улице (лот № 4)
Поперечный и продольный разрезы (лот № 4)
Фасад со стороны улицы Восстания (лот № 1)
Фасад по пешеходной улице (лот № 1)
Поперечный и продольный разрезы (лот № 1)
Укладывая разновременные и типологически отличные друг от друга постройки
прошлого в рамки возрожденческих градостроительных изысканий, архитектор
применяет постмодернистский коллажный принцип, позволяющий сочетать «базовые»
образы с современными материалами. Своеобразие ситуации заключается в том, что
исторические репликанты помещаются в историческую же застройку, однако
стилистический вектор новых строений радикально не совпадает с уже имеющимися
зданиями. Петербургский ампир так же далек от римских колизеев и венецианских
кампанил, как и от стеклянных «огурцов» Фостера или бетонных «макарон» Захи
Хадид. В этом смысле версия «классики в стиле contemporary architecture»,
сформулированная Михаилом Мамошиным, выглядит вполне легитимной.
Элемент завершения здания
Стилизованный ордер – отсылка к многоступенчатой башне эпохи Возрождения
Итак, мы имеем дело именно с современной архитектурой, связанной с
историческим контекстом лишь эклектической традицией XIX–XX веков. Проект в
целом являет собой городской квартал, декорированный в «римском» стиле.
Декорированность задана не в смысле декор‑украшение, это скорее декорация,
вольное изложение сюжета «Антония и Клеопатры» в современной постановке.
Режиссеру важна именно коллизия, расстановка сил. Так же и архитектору важен
символ, пространственная интрига, позволяющая расширить временные рамки
восприятия архитектуры. Классические формы обозначены знаками: Колизей – круглой
трехступенчатой аркадой, Башня – многоярусным ордером, Арка – «мостиком»,
перекинутым через пешеходную улицу и трехчастным портиком бизнес‑центра. Однако
ни одна форма не завершена. Арка оказывается перерезанной в уровне пяты
стеклянным трехъярусным переходом. Колизей выглядит «ареной» лишь со стороны,
обращенной к Итальянским садам и площади Восстания. Далее по пешеходной улице
фасад продолжается понижающимся каскадом колоннад. Здание как бы руинировано и
затем достроено. Но не в соответствии с изначальным образцом, а в логике
воссоздающейся улицы. То же происходит и с Башней. Градостроительная
необходимость достраивает круглый в плане объем «акведуком», формирующим уличный
фасад и перекликающимся с аркадой «Колизея». Все эти архитектурные вольности
ясно указывают на истинную природу архитектуры и ее современную тектоническую
основу. Несущими оказываются скрытые каркасные конструкции, защитно‑ограждающими
стенами – хрупкое стекло. Удел камня – быть лишь обрамлением, это своего рода
упаковка или, скорее, обложка исторического романа, написанного на сленге наших
дней.
Оттенки и фактуры гранитной отделки близки к светлому итальянскому мрамору. В
своей мозаичности они воспроизводят руинированную римскую кладку
И, как книги заполняют полки библиотеки, обращаясь к читателю своим корешком,
так и новые здания, спроектированные мастерской М. А. Мамошина, заполняют лакуны
в застройке центра Санкт‑Петербурга, обращаясь к горожанам своими фасадами.
<<вернуться
|
|
|