приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006

Вид со стороны Погорельского переулка

Это первый большой дом Михаила Филиппова, а его популярность – заметим, огромная – была связана в первую очередь с графикой. Здесь я бы хотел обратить внимание на одно обстоятельство. Своего рода запрет на реалистическую живопись, который мы сегодня переживаем, привел к тому, что она теперь старается сделать вид, будто это не она, а что‑то другое. Городская ведута благодаря успехам авангарда теперь не может рассматриваться как ведута – иначе ее место в пешеходном переходе, где продают виды города лохам‑туристам. Чтобы художественно состояться, она должна эмигрировать из своего жанра куда‑нибудь в другое место – ну, скажем, притвориться проектом. Проект – это звучит гордо и современно, в проекте можно просуществовать.

Деталь фланговой колоннады

Между тем, у Филиппова изначально никакая не архитектурная, а просто графика, и именно это в ней, честно сказать, и ценно. Профессиональная архитектурная графика бывает трех сортов – рисунки архитектурных фрагментов, эскизы, заготовки, полезные для будущих работ, проектная графика и презентационная графика для заказчика. Это общеизвестная азбука, я хочу напомнить, что каждый из этих жанров обладает своим типом выразительности. Подготовительные рисунки – жанр аналитический, здесь ценна фрагментарность, незавершенность; проектная графика – жанр научный, документный, основанный на прочности построения; презентация для заказчика – жанр прельщения величественностью, здесь ценна подробная пышность. Вообще‑то это соответствует витрувианской триаде пользы (зарисовка на будущее), прочности (документ) и красоты (обольщение заказчика). Ни одним из этих типов выразительности графика Михаила Филиппова не пользуется. Его тема – город, исторический город в случайности его пространственных и временных напластований. Здания у него появляются фрагментами, в непрезентационных ракурсах, в дымке, за деревьями, так что при всей реалистичности вы редко когда сможете понять, как это здание выглядит целиком. Зато вы очень хорошо сможете представить себя в этом городе. В пустом городе, неупорядоченном и даже хаотическом, и именно в этом видится его достоинство. Это достоинство особого рода. Оно определяется перспективой – выражением личного взгляда. Перспектива выстраивает хаос исторического города в порядок, придает ему ясность ордерного построения, гармонизирует его. Это идеальное выражение позиции человека, который гуляет по городу, и вдруг под влиянием его взгляда этот город начинает складываться в непредсказуемые гармонические перспективы. Это взгляд не архитектора – это взгляд художника, умеющего увидеть картину там, где ее никто не замечал.

Деталь бокового фасада

<<вернуться   далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
     

 Здесь / интерьер

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Ювелирная архитектура
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна