|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006
Фасад дома по 2‑му Казачьему переулку
Есть, быть может, и не столь архетипальная, но все же фундаментальная
классическая формула. Классический дом – это дом с портиком. Та елочка, лесенка,
чехарда колонн, которую устраивает на фасаде Михаил Филиппов – это что угодно,
только не портик. В жизни классики еще не встречались разновысотные колонны,
поддерживающие одну горизонталь, а тут это дело в самом центре. Перед нами
исключительно сложная, нервная композиционная логика, которая, однако,
сопровождается крайне аскетичным ордерным построением. Если композиционной
раскованности Михаила Филиппова убоялся бы, пожалуй, и Борромини, то, что
касается его ордера, даже Микелоццо, пожалуй, сказал бы, что можно и
посвободней. Конечно, в целомудренности тосканских колонн есть спартанская
подлинность, но вовсе не обязательно доводить тему до такой простоты. Все же
если у тебя четыре яруса, то уместна суперпозиция ордеров, это даже Витрувий
разрешал, почему бы не подпустить в капитель какой‑нибудь – коринфский,
ионический, не важно – завиток? Все ж наряднее. Для чего такая аскеза?
Это странно тем более, что когда смотришь на этот дом, он не производит
впечатления ни композиционно переусложненного, ни излишне аскетичного. Он
смотрится очень естественно, будто так и надо, и только когда начинаешь
специально разбирать, как, собственно, это сделано, вдруг обнаруживаешь все эти
противоречия. Еще раз повторю – в области композиционного мышления Филиппов
перескакивает за Бернини, в области ордерных построений оказывается сдержаннее
Брунеллески. Почему? Что он хочет сказать?
Фасады и разрезы.
Компьютерная графика
<<вернуться
далее>>
|
|
|