приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006

Фасад дома по 2‑му Казачьему переулку

Есть, быть может, и не столь архетипальная, но все же фундаментальная классическая формула. Классический дом – это дом с портиком. Та елочка, лесенка, чехарда колонн, которую устраивает на фасаде Михаил Филиппов – это что угодно, только не портик. В жизни классики еще не встречались разновысотные колонны, поддерживающие одну горизонталь, а тут это дело в самом центре. Перед нами исключительно сложная, нервная композиционная логика, которая, однако, сопровождается крайне аскетичным ордерным построением. Если композиционной раскованности Михаила Филиппова убоялся бы, пожалуй, и Борромини, то, что касается его ордера, даже Микелоццо, пожалуй, сказал бы, что можно и посвободней. Конечно, в целомудренности тосканских колонн есть спартанская подлинность, но вовсе не обязательно доводить тему до такой простоты. Все же если у тебя четыре яруса, то уместна суперпозиция ордеров, это даже Витрувий разрешал, почему бы не подпустить в капитель какой‑нибудь – коринфский, ионический, не важно – завиток? Все ж наряднее. Для чего такая аскеза?

Это странно тем более, что когда смотришь на этот дом, он не производит впечатления ни композиционно переусложненного, ни излишне аскетичного. Он смотрится очень естественно, будто так и надо, и только когда начинаешь специально разбирать, как, собственно, это сделано, вдруг обнаруживаешь все эти противоречия. Еще раз повторю – в области композиционного мышления Филиппов перескакивает за Бернини, в области ордерных построений оказывается сдержаннее Брунеллески. Почему? Что он хочет сказать?

Фасады и разрезы.
Компьютерная графика

<<вернуться   далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
     

 Здесь / интерьер

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Ювелирная архитектура
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна